Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  5 / 36 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 36 Next Page
Page Background

3

Продвижение чтения в современной библиотеке:

теория и практика

Смирнова, И. П.

Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с

использованием инновационных методов и технологий (обзор российских источников)

[Электронный ресурс] / И. П. Смирнова // Библиотека в эпоху перемен. ‒ Электрон. журн. ‒

2016. ‒ № 1. ‒ Режим доступа:

http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2016/01/2016-01_bep- 1.pdf .

‒ Загл. с экрана.

В статье рассматриваются новые методы и формы, используемые

общедоступными библиотеками в продвижении чтения в виртуальной и, частично, в

реальной среде. Представлен опыт работы Центров чтения и отдельные проекты

региональных и муниципальных библиотек (в том числе молодежных) по приобщению к

чтению населения, подведомственных территорий в Год литературы 2015 г.

В первой части своего обзора, которая называется

«Метаморфозы чтения»,

автор

отмечает, что в России грамотные, «книжные люди» высоко ценились и пользовались

уважением и при царской власти, и в период строительства социалистического государства.

Политические, экономические, административные и другие реформы 1990-2000-х гг.

трансформировали российское общество, ухудшили материальное положение основной

части его членов. Сократилось количество свободного времени, выделяемого на досуг,

большую часть которого ранее занимало чтение.

По мнению автора, ухудшилась книжная среда. В очень трудные условия были

поставлены общедоступные и муниципальные библиотеки. Учителя были серьёзно

обеспокоены снижением функциональной грамотности и общего культурного уровня детей и

подростков. Причину этого явления они видели в том, что подрастающее поколение не

читает.

Многие писатели, включая авторов подростковой и юношеской литературы,

подстроились под вкусы массового покупателя (читателя), круг чтения которого ограничился

в основном детективами, фэнтези, любовными и приключенческими романами.

К концу 1990-х годов спрос на печатную продукцию стал снижаться, в том числе под

влиянием развития Интернета. Как отмечает автор статьи, число регулярно читающих книги

граждан России за 17 лет сократилось на 19%, не читающих – увеличилось на 22%.

Первые шаги по объединению сил, поддерживающих чтение, на базе единой

программы были предприняты во время работы 14-й Московской международной книжной

ярмарки 2001 г. Участниками Всероссийского конгресса в поддержку чтения, проходившего

в рамках ярмарки, была единогласно принята Концепция Национальной программы

«Чтение». Так же во время проведения книжной ярмарки в рамках мегапроекта «Пушкинская

библиотека» было заявлено два направления: библиотеки как центры общественной жизни, и

центры книги и пропаганды чтения. В дальнейшем инициатива была реализована созданием

в ряде региональных библиотек Центров чтения.

Во второй части статьи

«Современное состояние чтения»

автор анализирует

социологические опросы по исследованию чтения.

Как подтверждают исследователи, в XXI веке независимо от реальной или

электронной среды, чтение остаётся одной из базовых технологий развития человеческой

цивилизации. Повысился интерес исследователей к чтению как культурному феномену и в

связи с развитием чтения с экрана.

Благодаря интерактивности электронной среды, читатель «имеет возможность

вступать в диалог непосредственно с автором или другим читателем текста». Парадокс

заключается в том, что сетевое пространство не даёт возможности для вдумчивых

отношений с текстом. Учебным заведениям и библиотекам рекомендуется уделить

наибольшее внимание начинающему читателю и привитие у него «навыков диалогового

чтения».