3
Продвижение чтения в современной библиотеке:
теория и практика
Смирнова, И. П.
Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с
использованием инновационных методов и технологий (обзор российских источников)
[Электронный ресурс] / И. П. Смирнова // Библиотека в эпоху перемен. ‒ Электрон. журн. ‒
2016. ‒ № 1. ‒ Режим доступа:
http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2016/01/2016-01_bep- 1.pdf .‒ Загл. с экрана.
В статье рассматриваются новые методы и формы, используемые
общедоступными библиотеками в продвижении чтения в виртуальной и, частично, в
реальной среде. Представлен опыт работы Центров чтения и отдельные проекты
региональных и муниципальных библиотек (в том числе молодежных) по приобщению к
чтению населения, подведомственных территорий в Год литературы 2015 г.
В первой части своего обзора, которая называется
«Метаморфозы чтения»,
автор
отмечает, что в России грамотные, «книжные люди» высоко ценились и пользовались
уважением и при царской власти, и в период строительства социалистического государства.
Политические, экономические, административные и другие реформы 1990-2000-х гг.
трансформировали российское общество, ухудшили материальное положение основной
части его членов. Сократилось количество свободного времени, выделяемого на досуг,
большую часть которого ранее занимало чтение.
По мнению автора, ухудшилась книжная среда. В очень трудные условия были
поставлены общедоступные и муниципальные библиотеки. Учителя были серьёзно
обеспокоены снижением функциональной грамотности и общего культурного уровня детей и
подростков. Причину этого явления они видели в том, что подрастающее поколение не
читает.
Многие писатели, включая авторов подростковой и юношеской литературы,
подстроились под вкусы массового покупателя (читателя), круг чтения которого ограничился
в основном детективами, фэнтези, любовными и приключенческими романами.
К концу 1990-х годов спрос на печатную продукцию стал снижаться, в том числе под
влиянием развития Интернета. Как отмечает автор статьи, число регулярно читающих книги
граждан России за 17 лет сократилось на 19%, не читающих – увеличилось на 22%.
Первые шаги по объединению сил, поддерживающих чтение, на базе единой
программы были предприняты во время работы 14-й Московской международной книжной
ярмарки 2001 г. Участниками Всероссийского конгресса в поддержку чтения, проходившего
в рамках ярмарки, была единогласно принята Концепция Национальной программы
«Чтение». Так же во время проведения книжной ярмарки в рамках мегапроекта «Пушкинская
библиотека» было заявлено два направления: библиотеки как центры общественной жизни, и
центры книги и пропаганды чтения. В дальнейшем инициатива была реализована созданием
в ряде региональных библиотек Центров чтения.
Во второй части статьи
«Современное состояние чтения»
автор анализирует
социологические опросы по исследованию чтения.
Как подтверждают исследователи, в XXI веке независимо от реальной или
электронной среды, чтение остаётся одной из базовых технологий развития человеческой
цивилизации. Повысился интерес исследователей к чтению как культурному феномену и в
связи с развитием чтения с экрана.
Благодаря интерактивности электронной среды, читатель «имеет возможность
вступать в диалог непосредственно с автором или другим читателем текста». Парадокс
заключается в том, что сетевое пространство не даёт возможности для вдумчивых
отношений с текстом. Учебным заведениям и библиотекам рекомендуется уделить
наибольшее внимание начинающему читателю и привитие у него «навыков диалогового
чтения».