5
музыкальное) видеоролика, фильма. Форматы и жанры записей разнообразны: беседа,
интервью, репортаж с места событий, обзор литературы, чтение вслух произведения
литературы, поэзии, драматургии, выступление на литературном мероприятии, конференции,
семинаре библиотеки.
Методы мультимедийной культуры
представляют собой комплекс
методов, куда входят: текстовая и графическая информации, видеоинформация,
аудиоинформация, компьютерная графика, мультипликация.
Аудиовидеоинформация
проявляется через такие формы как мультимедийная презентация, буктрейлер, виртуальная
книжная выставка, обзор литературы, цифровой фильм и др.
Участие библиотеки в долгосрочных и комплексных программах (федерального,
регионального и муниципального уровня) по продвижению чтения (например, фестивали
книги и чтения, литературные конкурсы, недели чтения и книжные ярмарки, конференции,
посвященные чтению и книге и т. п.), реализация собственных проектов с использованием
социального партнёрства,
способствует повышению значимости библиотеки как участника
социального проектирования. Мероприятия, реализуемые библиотеками в партнёрстве с
властными и бизнес структурами, общественными организациями, добровольными
помощниками (волонтёрами), позволяет им комплексно решать поставленные задачи.
В четвёртой части статьи, которая называется
«Новые форматы продвижения
чтения в практической деятельности библиотек в акции Год литературы 2015 в
России»
автор переходит к обзору Центров чтения и их роли в продвижении книги и чтения
через сайты библиотек.
По данным портала «Чтение-21»
( http://chtenie-21.ru )в настоящее время 36
региональных библиотек России создали в своём составе Центры чтения. Их названия в
регионах России варьируются (например, Региональный центр книги Архангельской ОУНБ
им. Н. А. Добролюбова, Региональный центр чтения «Читающий мир» Ставропольской
КУНБ им. М. Ю. Лермонтова, Центр чтения «Мир книги» Алтайской КУНБ и т. п.). Центры
чтения регионов часто называют «инновационным инструментом продвижения книги и
чтения в обществе».
В 2015 г. на сайтах Центров, где выставлены областные литературные ресурсы и
информация о литературном процессе, были введены новые рубрики и ссылки, касающиеся
региональных инициатив библиотек в рамках акции Года литературы 2015 в России (Год
литературы). Кроме того, на страницах Центров размещались ссылки на портал «Чтение-21»,
а также информация о планируемых всероссийских акциях (проектах) Года литературы и
оперативная информация по результатам состоявшихся мероприятий.
Из общего числа сайтов региональных библиотек, создавших страницы Центров
чтения, можно выделить одни из первых – Тверской центр книги и чтения ТОУНБ им. А. М.
Горького
( http://c-book.tverlib.ru )и Региональный центр чтения Псковской области ПОУНБ
( http://www.biblio.pskovlib.ru ), поддержанные некоммерческим фондом «Пушкинская
библиотека». Особо выделяется Виртуальный центр чтения «Читающая Брянщина» БОУНБ
им. Ф. И. Тютчева
( http://libryansk.ru/chitayuschaya-bryanschina.20903/ ), который был создан в
рамках Национальной программы поддержки и развития чтения, а в 2014 г. определён в
качестве экспериментальной площадки, с целью отработки проектов чтения для их
дальнейшего внедрения в регионах России. Из созданных сравнительно недавно (с 2009 г.)
активно
действует
сайт
Центра
книги
и
чтения
Новосибирской
ГОНБ
( http://www.ngonb.ru/activities/clubs_and_centres/tsentr-knigi-i-chteniya/ ). Информация сайтов
Центров в разной степени характеризует деятельность областных библиотек в продвижении
чтения через участие во всероссийских и региональных акциях Года литературы.
В пятой части статьи, автор знакомит с наиболее интересными проектами библиотек в
Год литературы.
Челябинская
областная
универсальная
научная
библиотека
(ЧОУНБ,
http://chelreglib.ru/ru/ )реализовала в Год литературы ряд мероприятий. Среди них ТВ-проект
«Я читаю!» и Литературный календарь «Читайте лучшее с нами!» и др.
Проект «Я читаю!» реализован Министерством культуры Челябинской области