Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 36 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 36 Next Page
Page Background

7

Онуфриенко, Г. Ф.

Новые методы продвижения чтения и литературы в библиотеке

(зарубежный опыт) [Электронный ресурс] / Г. Ф. Онуфриенко // Библиотека в эпоху перемен.

Электрон.

журн.

2016.

1.

Режим

доступа:

http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2016/01/2016-01_bep-2.pdf .

‒ Загл. с экрана.

В статье прослеживается изменение процесса чтения под влиянием новых

технологий и появление мультимедийного пользователя. Представлена современная

ситуация, сложившаяся с продвижением чтения в Болгарии, Великобритании, Германии,

Италии, Китае, Норвегии, США и других странах мира. В качестве системного подхода к

решению проблем чтения приведена польская Национальная программа культуры:

продвижение чтения и развитие сектора книги 2004-2013 гг.

Автор статьи отмечает, что учёный мир давно признал чтение важным процессом в

области формирования человеческой личности. Общеизвестно стимулирующее действие

чтения на мозговую деятельность (мозг надо тренировать, как говорят англичане «use it or

lose it»). Оно улучшает концентрацию внимания, снимает стресс ‒ хорошая книга помогает

отвлечься, отдохнуть, несёт новые знания, развивает творческую фантазию, формирует

ценностные ориентации, пополняет словарный запас, улучшает память, аналитические

способности, навыки письма. Исследования последних лет в области когнитивной науки,

психологии и нейробиологии показали, что неспешное внимательное чтение ‒ это особое,

уникальное явление, которое совсем не похоже на обычную расшифровку слов. Тем не

менее, этот навык может скоро исчезнуть, что поставит под угрозу умственное и

эмоциональное развитие поколений, растущих в Интернете, а также приведёт к

исчезновению важнейшей части нашей культуры ‒ различных видов и жанров литературы,

оценить которые могут лишь читающие люди.

И поскольку «человек не был рождён для чтения», в отличие от способности

понимать и воспроизводить устную речь, то способность к данному виду деятельности, как

утверждает руководитель Центра по изучению навыков чтения и речи при Университете

Тафтса Мэриэнн Вульф, необходимо интенсивно и настойчиво развивать в каждом с самого

раннего возраста и до преклонных лет.

Далее автор описывает ситуацию, которая сложилась с чтением в разных странах

мира.

В

Болгарии

, например, растёт число современных книжных магазинов (в сентябре

2015 г. в Софии был открыт первый книжный магазин-читальня «Перото», действующий

круглосуточно). Объединение «Болгарская книга» продвигает чтение в стране с помощью

крупных мероприятий и фестивалей: Международная книжная ярмарка; Международный

фестиваль литературы; ежегодная кампания «Марш книги», во время которой по столице

ходит старинный «литературный» трамвай с известными писателями, актёрами и

политиками, читающими юным пассажирам свои любимые сказки.

А что говорит статистика о чтении в стране? 51% болгарского населения не прочитал

ни одной книги, 30% оставшихся прочитали за тот же период от пяти до десяти книг, а 19% ‒

более десяти.

Жители

Великобритании

делятся на «readers» (читателей) и «wathers» ‒ тех, кто

отдаёт предпочтение телевидению. Социологи отмечают, что четыре миллиона британцев

никогда не читало книг ради удовольствия. Ещё хуже дело обстоит с детьми. Каждый

четвёртый ребёнок, оканчивая начальную школу, не умеет бегло читать. 14 % детей из

бедных семей не прочитало в своей жизни ни одной книжки. Ситуация настолько

драматична, что благотворительная организация «Агенство чтения» («The Reading Agency»)

начала ежегодно проводить «Летний конкурс чтения» («Summer Reading Challenge»), чтобы

приобщить детей и молодёжь к книжной культуре. В рамках этого мероприятия ребята во

время школьных каникул прочитывают по шесть книг.

Как пишет автор статьи в Великобритании книги легко доступны и относительно

недороги. Городские библиотеки бесплатны, они предлагают читателям новинки литературы