7
Онуфриенко, Г. Ф.
Новые методы продвижения чтения и литературы в библиотеке
(зарубежный опыт) [Электронный ресурс] / Г. Ф. Онуфриенко // Библиотека в эпоху перемен.
‒
Электрон.
журн.
‒
2016.
‒
№
1.
‒
Режим
доступа:
http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2016/01/2016-01_bep-2.pdf .‒ Загл. с экрана.
В статье прослеживается изменение процесса чтения под влиянием новых
технологий и появление мультимедийного пользователя. Представлена современная
ситуация, сложившаяся с продвижением чтения в Болгарии, Великобритании, Германии,
Италии, Китае, Норвегии, США и других странах мира. В качестве системного подхода к
решению проблем чтения приведена польская Национальная программа культуры:
продвижение чтения и развитие сектора книги 2004-2013 гг.
Автор статьи отмечает, что учёный мир давно признал чтение важным процессом в
области формирования человеческой личности. Общеизвестно стимулирующее действие
чтения на мозговую деятельность (мозг надо тренировать, как говорят англичане «use it or
lose it»). Оно улучшает концентрацию внимания, снимает стресс ‒ хорошая книга помогает
отвлечься, отдохнуть, несёт новые знания, развивает творческую фантазию, формирует
ценностные ориентации, пополняет словарный запас, улучшает память, аналитические
способности, навыки письма. Исследования последних лет в области когнитивной науки,
психологии и нейробиологии показали, что неспешное внимательное чтение ‒ это особое,
уникальное явление, которое совсем не похоже на обычную расшифровку слов. Тем не
менее, этот навык может скоро исчезнуть, что поставит под угрозу умственное и
эмоциональное развитие поколений, растущих в Интернете, а также приведёт к
исчезновению важнейшей части нашей культуры ‒ различных видов и жанров литературы,
оценить которые могут лишь читающие люди.
И поскольку «человек не был рождён для чтения», в отличие от способности
понимать и воспроизводить устную речь, то способность к данному виду деятельности, как
утверждает руководитель Центра по изучению навыков чтения и речи при Университете
Тафтса Мэриэнн Вульф, необходимо интенсивно и настойчиво развивать в каждом с самого
раннего возраста и до преклонных лет.
Далее автор описывает ситуацию, которая сложилась с чтением в разных странах
мира.
В
Болгарии
, например, растёт число современных книжных магазинов (в сентябре
2015 г. в Софии был открыт первый книжный магазин-читальня «Перото», действующий
круглосуточно). Объединение «Болгарская книга» продвигает чтение в стране с помощью
крупных мероприятий и фестивалей: Международная книжная ярмарка; Международный
фестиваль литературы; ежегодная кампания «Марш книги», во время которой по столице
ходит старинный «литературный» трамвай с известными писателями, актёрами и
политиками, читающими юным пассажирам свои любимые сказки.
А что говорит статистика о чтении в стране? 51% болгарского населения не прочитал
ни одной книги, 30% оставшихся прочитали за тот же период от пяти до десяти книг, а 19% ‒
более десяти.
Жители
Великобритании
делятся на «readers» (читателей) и «wathers» ‒ тех, кто
отдаёт предпочтение телевидению. Социологи отмечают, что четыре миллиона британцев
никогда не читало книг ради удовольствия. Ещё хуже дело обстоит с детьми. Каждый
четвёртый ребёнок, оканчивая начальную школу, не умеет бегло читать. 14 % детей из
бедных семей не прочитало в своей жизни ни одной книжки. Ситуация настолько
драматична, что благотворительная организация «Агенство чтения» («The Reading Agency»)
начала ежегодно проводить «Летний конкурс чтения» («Summer Reading Challenge»), чтобы
приобщить детей и молодёжь к книжной культуре. В рамках этого мероприятия ребята во
время школьных каникул прочитывают по шесть книг.
Как пишет автор статьи в Великобритании книги легко доступны и относительно
недороги. Городские библиотеки бесплатны, они предлагают читателям новинки литературы