4
Недавние опросы, проведенные среди россиян социологическими службами Левада
Центр, ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (фонд
«Общественное мнение») подтвердили заметные трансформации в чтении, связанные с
развитием Интернета и электронных устройств.
Например, в июне 2015 г. ВЦИОМ опубликовал результаты майского опроса на тему
«Как пройти в библиотеку? Российские библиотеки продолжают терять аудиторию». Опрос
проводился с целью узнать, «какие форматы книг читают россияне, как давно были в
библиотеке», и что, по их мнению, «станет с книгохранилищами через 10-15 лет».
Сравнивались 2015, 2011 и 2009 гг. Анализ данных опроса свидетельствует о снижении
спроса на печатную литературу и рост использования электронных форматов. Сегодня
«традиционные» книги читает менее половины российских граждан. Литературные
произведения в электронном формате предпочитает 1/6 граждан. Это вдвое больше, чем
четыре года назад. В электронной версии литературу читает молодёжь (34%) в возрасте от 18
до 24 лет и высокообразованные (26%) граждане.
Из общего числа опрошенных в 2015 г. (1600 чел.) «в библиотеках когда-либо бывали
девять из десяти россиян (89%)». 33% из числа тех, кто был в библиотеке более полугода
назад (всего их 77%), и 5%, которые никогда там не были, объясняют это нехваткой времени.
У каждого четвёртого нет потребности в посещении книгохранилищ, потому что
«литературу он читает и/или скачивает в интернете (23%)». За 6 лет число таковых
пользователей выросло более чем в три раза (с 7% в 2009 г.).
Интересны предложения россиян по привлечению в библиотеки большего числа
посетителей. Первое, что надо сделать библиотекам, это разнообразить и обновить книжный
фонд. Так считает 28% респондентов. Второе ‒ обеспечить доступ к электронным версиям
книг библиотек через Интернет (26%); третье ‒ установить в библиотеках компьютеры с
доступом к Интернету и сайтам других библиотек (26%) россиян. Четвёртое ‒ организовать в
библиотеках «культурный досуг» (кружки, лекции). Так считает 24% опрошенных. О
необходимости рекламировать библиотеки и чтение думают 23% россиян. Кроме того,
респонденты в возрасте от 18 до 34 лет считают важным, кроме книг, предоставлять в
библиотеках «доступ к музыке и фильмам» (22% и 19%), а также предоставить возможность
купить в них еду и напитки (19% и 13%).
Как отмечает автор обзора, специалисты, работающие с подрастающим поколением,
пока не видят серьёзной угрозы чтению печатных книг и периодики со стороны
электронного формата. Наоборот, они считают, что Интернет и новые электронные
устройства для чтения поддерживают желание читать, что даёт некоторые надежды, если не
на прекращение, то хотя бы на замедление процесса падения интереса к чтению.
В третьей части статьи, которая называется
«Методы и формы продвижения
чтения»
анализируется опыт библиотек, которые за последние десять лет активизировали
свою деятельность по улучшению своего имиджа и продвижению книги и чтения.
Известно, что значительную часть активных пользователей сети Интернет составляет
молодёжь в возрасте от 18 до 34 лет. Круг их чтения весьма далёк от качественного выбора.
Для библиотек ‒ это потенциальная читательская аудитория, на процесс чтения которой
можно повлиять через предложение качественной литературы, тем самым способствуя
личностному росту молодёжи.
Для вовлечения в процесс регулярного чтения мало читающих и не читающих из
числа юношества, студенчества и молодых взрослых библиотеки кроме текстовой
информации чаще прибегают к методам и средствам, основанным на ИКТ-технологиях и
технологиях визуальной и мультимедиа культуры.
К методам
визуальной культуры
относят фотосъемку выраженную в форматах фото,
слайда («афиша одной книги») и слайд-презентации (например, виртуальная книжная
выставка, отчет о конференции, мероприятии, обучающий материал) в динамике;
видеосъемку ‒ видео-презентации, видеоролика, видеофильма (о книгах, библиотеке,
библиотечных литературных мероприятиях и акциях. Метод
аудиокультуры
‒ это
аудиозапись в студии (в помещении), во внешней среде, как сопровождение (голосовое,