Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 36 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 36 Next Page
Page Background

4

Недавние опросы, проведенные среди россиян социологическими службами Левада

Центр, ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (фонд

«Общественное мнение») подтвердили заметные трансформации в чтении, связанные с

развитием Интернета и электронных устройств.

Например, в июне 2015 г. ВЦИОМ опубликовал результаты майского опроса на тему

«Как пройти в библиотеку? Российские библиотеки продолжают терять аудиторию». Опрос

проводился с целью узнать, «какие форматы книг читают россияне, как давно были в

библиотеке», и что, по их мнению, «станет с книгохранилищами через 10-15 лет».

Сравнивались 2015, 2011 и 2009 гг. Анализ данных опроса свидетельствует о снижении

спроса на печатную литературу и рост использования электронных форматов. Сегодня

«традиционные» книги читает менее половины российских граждан. Литературные

произведения в электронном формате предпочитает 1/6 граждан. Это вдвое больше, чем

четыре года назад. В электронной версии литературу читает молодёжь (34%) в возрасте от 18

до 24 лет и высокообразованные (26%) граждане.

Из общего числа опрошенных в 2015 г. (1600 чел.) «в библиотеках когда-либо бывали

девять из десяти россиян (89%)». 33% из числа тех, кто был в библиотеке более полугода

назад (всего их 77%), и 5%, которые никогда там не были, объясняют это нехваткой времени.

У каждого четвёртого нет потребности в посещении книгохранилищ, потому что

«литературу он читает и/или скачивает в интернете (23%)». За 6 лет число таковых

пользователей выросло более чем в три раза (с 7% в 2009 г.).

Интересны предложения россиян по привлечению в библиотеки большего числа

посетителей. Первое, что надо сделать библиотекам, это разнообразить и обновить книжный

фонд. Так считает 28% респондентов. Второе ‒ обеспечить доступ к электронным версиям

книг библиотек через Интернет (26%); третье ‒ установить в библиотеках компьютеры с

доступом к Интернету и сайтам других библиотек (26%) россиян. Четвёртое ‒ организовать в

библиотеках «культурный досуг» (кружки, лекции). Так считает 24% опрошенных. О

необходимости рекламировать библиотеки и чтение думают 23% россиян. Кроме того,

респонденты в возрасте от 18 до 34 лет считают важным, кроме книг, предоставлять в

библиотеках «доступ к музыке и фильмам» (22% и 19%), а также предоставить возможность

купить в них еду и напитки (19% и 13%).

Как отмечает автор обзора, специалисты, работающие с подрастающим поколением,

пока не видят серьёзной угрозы чтению печатных книг и периодики со стороны

электронного формата. Наоборот, они считают, что Интернет и новые электронные

устройства для чтения поддерживают желание читать, что даёт некоторые надежды, если не

на прекращение, то хотя бы на замедление процесса падения интереса к чтению.

В третьей части статьи, которая называется

«Методы и формы продвижения

чтения»

анализируется опыт библиотек, которые за последние десять лет активизировали

свою деятельность по улучшению своего имиджа и продвижению книги и чтения.

Известно, что значительную часть активных пользователей сети Интернет составляет

молодёжь в возрасте от 18 до 34 лет. Круг их чтения весьма далёк от качественного выбора.

Для библиотек ‒ это потенциальная читательская аудитория, на процесс чтения которой

можно повлиять через предложение качественной литературы, тем самым способствуя

личностному росту молодёжи.

Для вовлечения в процесс регулярного чтения мало читающих и не читающих из

числа юношества, студенчества и молодых взрослых библиотеки кроме текстовой

информации чаще прибегают к методам и средствам, основанным на ИКТ-технологиях и

технологиях визуальной и мультимедиа культуры.

К методам

визуальной культуры

относят фотосъемку выраженную в форматах фото,

слайда («афиша одной книги») и слайд-презентации (например, виртуальная книжная

выставка, отчет о конференции, мероприятии, обучающий материал) в динамике;

видеосъемку ‒ видео-презентации, видеоролика, видеофильма (о книгах, библиотеке,

библиотечных литературных мероприятиях и акциях. Метод

аудиокультуры

‒ это

аудиозапись в студии (в помещении), во внешней среде, как сопровождение (голосовое,