19
Повсеместное
увлечение
пейзажными
парками
в
конце
XVIII
века
сказалось
и
в
Архангельском
.
Здесь
,
на
нижней
террасе
,
прямоугольные
зеленые
партеры
окружены
деревьями
и
кустами
,
тенистыми
аллеями
,
создающими
иллюзию
естественной
природы
.
Регулярную
часть
парка
окружили
густые
рощи
с
романтическими
названиями
«
Аполлонова
», «
Малиновая
», «
Магометова
»...
Террасы
и
партер
делят
парк
на
западную
и
восточную
части
.
Строгая
четкая
планировка
каждой
из
них
постепенно
переходит
в
свободный
пейзаж
–
прямые
аллеи
и
симметричные
газоны
сменяются
узкими
извилистыми
дорожками
и
уединенными
лужайками
.
Западная
часть
парка
особенно
богата
архитектурными
памятниками
.
Среди
них
своеобразный
ансамбль
составляют малый
дворец
«
Каприз
»
и
небольшой
павильон
«
Чайный
домик
» (
библиотека
).
Многочисленные
переделки Каприза
,
пожар
Библиотеки
,
уничтожение
старой
ограды
и
перемещение
на
другие
места
скульптуры
лишили
его
той
привлекательности
,
которой
он
славился
в
начале
XIX
века
.
И
все же
,
несмотря
на
большие
утраты
,
этот миниатюрный
ансамбль
сегодня
значительно оживляет
западную
часть парка
.
Замыкает
большую
аллею
с
запада
храм
-
памятник
Екатерине
II.
В
глубине
небольшого
павильона
с
четырехколонным
портиком
–
бронзовая
фигура
императрицы
в
виде
богини
правосудия Фемиды
,
выполненная
по модели
скульптора М
.
И
.
Козловского
.
На
стене
павильона
–
строки
из
поэмы
Торквато
Тассо
,
прославляющие
справедливость
и
могущество царицы
.
Храм
-
памятник Екатерине
II
За
храмом
-
памятником
через
дорогу
просматривается желто
-
белое
здание
театра
.
Его
проектировали
московский
архитектор О
.
И
.
Бове
.
Деревянное
двухэтажное
здание
,
крытое
по
длине
на
два
ската
,
образует
на
торцах
гладкие
фронтоны
.
Единственным
украшением
этого
выразительного
по
простоте
строения
являются
четыре
ионические
колонны
в
центре
фасада
.
Театр
служил
в
основном
для
хранения
и
показа
декораций
,
написанных
великим
итальянским
театральным
художником
Пьетро
ди
Готтардо
Гонзаго
(1751-1831).
Уже
прославленным
мастером
в
1792
году
Гонзаго
приехал
в
Россию
.
Декорации
,
созданные
его
кистью
,
украшали
лучшие
театры
Европы
.
Для
театра
в Архангельском
он
написал
10
смен