18
А
.
Н
.
Бенуа
,
К
.
А
.
Коровин
,
К
.
Е
.
Маковский
,
однако
основная
масса
гостей
–
это
русские
и
иностранные
аристократы
.
Осознавая
значение Архангельского
в
истории
России
,
еще
31
мая
1900
года
княгиня
Зинаида
Николаевна Юсупова
и
ее
супруг
составили
завещание
,
согласно
которому
: «...
в
случае
внезапного
прекращения
рода
…
все
наше
движимое
имущество
,
состоящее
в
коллекциях
предметов
изящных
искусств
,
редкостей
и
драгоценностей
,
собранных
нашими
предками
и
нами
...
завещаем
в
собственность
Государства
в
видах
сохранения
сих
коллекций
в
пределах
Империи
для
удовлетворения
эстетических
и
научных
потребностей
Отечества
...».
Через
несколько
месяцев
после
Октябрьской
революции
Архангельское
было
национализировано
,
а
с июня
1919
года открыто для широких масс
.
Дворцово-парковый ансамбль Архангельского
Одновременно
со
строительством
дворца
создавался
парк
.
Его
регулярную
часть
составили
две
террасы
,
выполненные
по
проекту итальянского
зодчего Джакомо Тромбаро
,
и
большой
партер
с
прилегающими
к
нему
боскетами
.
Современный
вид
террасы
приобрели
в
1829
году после
капитального
ремонта
,
произведенного
архитектором В
.
Г
.
Дрегаловым
.
От
южного
фасада
дворца
открывается
необычайно
красивая
панорама
.
Террасы
,
очерченные
ажурными
балюстрадами
с
многочисленными
беломраморными
скульптурами
,
спускаются
по
склону
к
уходящим
лесным
далям
.
В
парке
насчитывается
около
двухсот
мраморных
изваяний
преимущественно
работы
итальянских
мастеров
XVIII –
начала
XIX
века
,
среди
которых
есть
прекрасно
исполненные
копии
с
античных
оригиналов
.
Как
правило
,
это изображения
римских императоров
,
мифологических
героев
,
богов
.
С
верхней
террасы
особенно
ярко
виден
принцип
создания
ансамбля
с
регулярным
парком
.
Он
выражается
в
четком
осевом
построении
всего
комплекса
,
симметричном
расположении
газонов
и
аллей
,
размещении
скульптур
,
в
удивительной
гармонии
архитектурных
объемов
.
Центральная
аллея
являет
собой
главную
ось
симметрии
дворцово
-
паркового
ансамбля
.
Начинаясь
с Московской
дороги
,
она
«
проходит
»
через
парадный
двор
,
Овальный
зал
дворца
,
въездную
арку
ворот
и
«
выходит
»
на
центральную
аллею
верхней
террасы
.
Широкая
лестница
ведет
на
нижнюю
террасу
,
украшенную
по
обеим
сторонам
скульптурными
изображениями
.
Эта
терраса
вдвое
больше
верхней
и
более
живописна
.
Композиционным центром
ее
является фонтан
«
Амур
с дельфинами
»
итальянской
работы
.
Регулярный
парк
в Архангельском