Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Александр Александрович Дейнека родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 г. он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 г. Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТа" в Курске.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) на полиграфическое отделение, где его педагогами были В.А. Фаворский и И.И. Нивинский (1920-1925). Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924, в которой он участвовал в составе "Группы трех" (в группу входили также А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов), и на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина Оборона "Петрограда" (1928).
В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения "Октябрь", а в 1931-1932 – членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты "Механизируем Донбасс", "Физкультурница". В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели: "На балконе", "Девочка у окна", "Наемник интервентов".
Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина "Мать" (1932). В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: "Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами" (1933), "Купающиеся девушки" (1933), "Полдень" (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: "Безработные в Берлине" (1933), наполненные гневом рисунки к роману "Огонь" А. Барбюса (1934).
С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. К теме авиации художник обращался и раньше ("Парашютисты над морем", 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями к детской книге летчика Г.Ф. Байдукова "Через полюс в Америку" (вышла в свет в 1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – "Будущие летчики" (1937). Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвященных в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится "Левый марш" (1940).
Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Первой значительной работой становится картина "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941) . В 1941-1946 годах он создает серию "Москва военная": " Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год", "Эвакуация колхозного скота", "Танки идут на фронт" и др. – великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны.
Уже первое произведение Дейнеки "Окраина Москвы. 1941 год" (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях – в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное, которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: "Сбитый ас" (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа, и акварель "Берлин". "В день подписания декларации" (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей "Москва военная", где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Насколько к концу войны была глубока эта "разрядка" в настроении художника, наглядно говорит его большая картина "Раздолье" (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна "У моря. Рыбачки" (1956), "Москва военная", "В Севастополе" (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро "Маяковская" (1938) и "Новокузнецкая" (1943), а за мозаики "Хорошее утро" (1959–1960) и «Хоккеисты» (1959–1960), он был удостоен Ленинской премии в 1964 году.
Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. Помимо живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968).
12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Литература:
- Брынцев, Леонид Александрович.
Золотые врата искусства [Текст] : региональный компонент художественной культуры / Л. А. Брынцев ; Междунар. акад. наук. пед. образования [и др.]. - Курск : Изд-во КГПУ, 2002. - 399 с. : ил.
- Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки [Текст] : [альбом / авт. текста: Н. Погрецкая, И. Припачкин, М. Тарасова]. - М. : Белый город, 2002. - 64 с. : ил. - (Сокровища русского искусства).
- А. А. Дейнека: личность, творчество, эпоха [Текст] : сб. науч. и метод. работ аспирантов, соискателей, студентов / [ред.кол.: Н. К. Шабанов (отв. ред.) [и др.]. - Курск : КГПУ, 1999. - 115, [2] с. - (Проблемы провинциальной художественной культуры).
- Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки. Советская живопись [Текст] : [Открытки] / [Авт.вступ.ст.Т.Парашечкина]. - М. : Сов.художник, 1979.
- Александр Дейнека [Текст] : [каталог выставки] / Курская обл. картин. галерея им. А. А. Дейнеки ; [авт.-сост. Н. М. Погрецкая]. - М. : [б. и.], 2001. - 47 с. : ил. - (Золотая карта России).
- Проблемы советского искусства 1930-50 гг. [Текст] : (к 100-летию А. А. Дейнеки) : [сб. докл. и воспоминаний] / Курская обл. картин. галерея им. А. А. Дейнеки ; [ред. кол.: М. С. Тарасова (отв. ред.) [и др.]. - Курск : Изд-во КГПУ, 1999. - 182 с.
- Художники Курского края. История и современность [Текст] : живопись, графика, скульптура, народ. искусство, икона, театр.-декорац. искусство, монумент. и декоратив.-приклад. искусство / [ред. совет: М. М. Заутренников [и др.] ; авт. вступ. ст. и сост.: Л. А. Брынцев, М. М. Заутренников]. - [Юбил. изд.]. - Курск : Мечта, 2006. - 324 с. : ил., портр.
- Дейнека. Графика [Текст] : [альбом / авт. концепции изд., рук. проекта и авт. вступ. ст. И. Остаркова]. - М. : Интерроса, 2009. - 495 с. : ил. - (Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки, 2008-2011). - Библиогр. в подстроч. примеч. ст.
"Александр Дейнека. Презентация"
"А. Дейнека. Картины"
Для видео содержимого Camtasia Studio представленного здесь необходима последняя версия Adobe Flash Player и JavaScript. Если вы используете надстройка JavaScript отключена в веб-обозревателе включите ее сейчас. В противном случае, обновите версию бесплатного проигрывателя Adobe Flash, щелкнув здесь.