• Соломон Самсонович Боим

    Есть художники, чье творчество крепнет и растет последовательно и неуклонно в борьбе за реалистическую полноценность и жизненную правду образа. К таким художникам принадлежит Соломон Самсонович Боим (1899 - 1978). Советский художник, график, акварелист, работающий в жанре тематического пейзажа. Педагог, художник Политического управления Балфлота (1943-1945). Родился художник в семье ремесленника - переплетчика. На художественное развитие юноши большое внимание оказал преподаватель Дмитриевского реального училища, выпускник Петербургской Академии художеств Генрих Генрихович Теснер. Окончив с отличием полный курс реального училища, С. Боим в 1918г. поступает в Харьковское художественное училище, а после гражданской войны, где участвовал в боях против Деникина, учился на графическом факультете ВХУТУМАСа у П. Н. Львова, П. В. Митурича, Н.Н. Куприянова (1922-1929). Участник многих художественных выставок довоенного времени как в нашей стране, так и за рубежом. В его творчестве определенное место заняла тема моря с отражением подвига балтийцев в годы войны. Даже когда художник изображает мирную жизнь двух столиц (Серия "Ленинград" 1952-1958), кажется, что и эти работы пронизаны темой военного лихолетия. Он успешно иллюстрировал произведения А. П. Чехова ("Ванька", "В овраге", "Степь"), В. Т. Короленко ("Дети подземелья"), А. С. Пушкина ("Дубровский") и др.
         Творческие интересы Боима многообразны: он работает над портретом, композицией на жанровые темы, пейзажем, всегда одушевленном присутствием человека, над иллюстрациями к творениям классиков и советских писателей.
         Но к какой бы теме художник ни обращался, он неизменно относится к ней с чувством ответственности, с любовью к изображаемому, как советский художник, живущий интересами своей родины. Поэтому у него нет холодных и равнодушных работ. Боима всегда вдохновляет ясная любовь к жизни, в лучших, наиболее достойных ее проявлениях, но не в приподнятом и героическом, а в простом и обыденном.
         В характерах портретируемых художник подчеркивает современные черты, прежде всего показывая их отношение к труду, как к главному и радостному делу жизни, гуманизм советского человека, уверенность в будущем, строителем которого он себя чувствует. Такие портретные характеристики в равной мере свойственны юным нахимовцам - «Нахимовец Женя», «Нахимовец в робе», «Рулевой», «Юнга», — которых с такой теплотой показывает художник, знатным ткачихам Трехгорной мануфактуры, старому речнику на Цимлянском море, кочегару плавучего крана, старшему мастеру прокатного цеха завода «Серп и молот», многочисленным портретам матросов, которых Боим обычно пишет окруженных вольным ветром морских или речных просторов.
         Лиризм дарования Боима помогает ему также запечатлеть в быстром рисунке, который нельзя все же назвать наброском, настроение, душевное состояние изображенного в данный момент, как в острых рисунках - «Слушает» или «Девушка с косами».
         Любимая техника художника — акварель, трудная и благодарная одновременно, требующая творческой взыскательности, верности художественного глаза, профессиональной точности руки. Его акварели являются хорошим примером реалистической акварельной живописи, продолжающей традиции русской школы акварелистов, но отвечающей задачам отображения современной советской темы. Художник борется за принцип законченной и в то же время свободной, легкой акварельной живописи, прозрачной и тонкой в своей цветовой гамме. Достигал он этого нелегко, настойчиво и последовательно работая с натуры, преодолевая некоторую приблизительность формы, рыхлость рисунка, однообразие цветовой гаммы, которые в ранние годы наблюдались в его работах.
         Рисунок его привлекает законченностью и пластичностью формы, изяществом и разнообразием приемов. Боим также стремится проникнуть в образ природы в пейзаже, как в образ человека в портрете. Он мастерски изображает море, никогда не видя его пустым. Он предпочитает море в шумном порту, море, оживленное трудовой деятельностью человека.
         Боим С. С. воспевает в своих акварелях Военно-Морской флот. В годы Великой Отечественной войны художник находился при Политуправлении Балтийского флота, где вел агитмассовую работу как плакатист и иллюстратор флотских газет и делал в то же время зарисовки и этюды. Так возникли серии акварелей «Балтийский флот на защите города Ленина» и «Ленинград в блокаде». В послевоенные годы художник с увлечением продолжает развивать тему о жизни Военно-Морского флота, но уже в мирной обстановке, показывая «Шлюпочное соревнование», «Эсминец», «Артиллерийское учение», «Быстроходные тральщики перед походом» и другие. Много живого наблюдения, новых сюжетов, непосредственной свежести вносит художник в известную сюиту акварелей «Нахимовцы» и в автолитографии, выполненные на ту же тему (1951 и 1952 гг.).
         Многие работы Соломона Самсоновича Боима находятся в крупных музеях, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В Курской картинной галерее имеется пять цветных автолитографий: "В таллиннском порту" (1946), "В гавани" (1946), "Выстрел Авроры" (1947), "И. В. Сталин в бакинской тюрьме редактирует газету "Бакинский рабочий" (1939).

    Литература:
    - Боим С .С. : [ Кр. справка, библиография ] // Художники народов СССР. - М, 1970. - Т. 1. - С. 444 .
    - [ О рисунках С. С. Боима ] // Русское советское искусство. ( живопись , скульптура , графика). 1917 - 1954. - М., 1954 . - С. 70.
    - Покровский, В. [ О. С. Боиме ] // Курская правда. - 1954. - 29 июня.
    - Каменский, А. Путь творчества [Выставка произведений С. Боима, В. Цыплакова, Д. Швара] // Сов. культура. - 1954. - 12 июня.








© КОНБ им. Н. Н. Асеева