Музыку Георгия Свиридова благодаря ее простоте легко отличить от произведений других композиторов. Но эта простота — скорее сродни лаконизму. Музыка Свиридова обладает неприхотливой выразительностью, но она выразительна по сути, а не по форме, расцвеченной разного рода изысками. Ей присущ богатый внутренний мир, ее неподдельные эмоции сдержанны... Музыка Свиридова легка для понимания, а значит, интернациональна, но в то же время глубоко патриотична, поскольку тема Родины проходит через нее красной нитью. Г. Свиридов, по словам его учителя Д. Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства».
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеж Курской губернии в семье служащего почтово-телеграфного ведомства. Его отец в 1919 году погиб на гражданской войне. Уклад семьи был прост, почти не отличался от крестьянского. Тяга к народному пению проявлялась у маленького Георгия в раннем детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано, хотя в те годы он фортепиано, по собственному признанию, не очень любил. Куда лучше обстояло дело с балалайкой, которая как-то попала к нему в руки. Увлекшись, Георгий стал просиживать по несколько часов в день, подбирая по слуху знакомые мелодии.
Позже семья переехала в Курск, где был неплохой народный оркестр. Будущий композитор постигал в нем азы музыкальной грамоты, исполняя партию балалайки-секунды.
Непреодолимая страсть к сочинению музыки уже тогда жила в нем, и в 1929 году 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальное училище исполнил на фортепиано марш собственного сочинения. По классу фортепиано он и закончил музыкальную школу, а в 1932 году, не имея средств, молодой Свиридов тем не менее отправился в Ленинград, чтобы поступить в Центральный музыкальный техникум. Задуманное он осуществил с успехом. В июне 1941 года Свиридов окончил консерваторию. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, и он получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали из-за состояния здоровья. Впоследствии в своих дневниках Свиридов писал: «Новый фашизм родил новый тип войны. Война-истребление, война-мясорубка, война-бойня почти без всякого риска для фашистской стороны, на основе материального, технического превосходства, когда нападающая сторона агрессоров теряет 200 человек, а нация-жертва обречена на заклание. Воскрешение древних дохристианских идей — религиозного истребления целых народов, приносимых в жертву новым мировым владыкам, злодеям, которых ещё не знал мир. По сравнению с Бушем или Шароном — и Троцкий, и Сталин, при всей своей беспощадности, кажутся мальчишками, играющими в оловянных солдат».
Эти размышления композитора стали результатом пережитых военных лет, блокады, смерти товарищей, гибели друзей на фронте, смерти близких от голода.
С начала 1942 года, после демобилизации, Свиридов живет и работает в Новосибирске, куда были эвакуированы некоторые ленинградские театры и филармония.
В трудных обстоятельствах военного времени молодой композитор продолжал интенсивно сочинять. Он написал ряд массовых песен для Ленинградского академического театра драмы имени А. Пушкина, сочинил музыку к пьесе К. Симонова «Русские люди», к «Кремлевским курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира. Он создал оперетту «Раскинулось море широко» — первую музыкальную комедию героического содержания. (Пьеса эта была создана в осажденном Ленинграде тремя драматургами - В. Азаровым, Вс. Вишневским и А. Кроном - и рассказывала о героической борьбе в Отечественной войне балтийских моряков.)
Много работал композитор и в инструментальных жанрах камерной музыки. Она была тогда основной сферой его лирических высказываний. Таковы Фортепианная соната (1944), посвященная памяти известного музыканта-ученого, критика И. Соллертинского, старшего друга и наставника композитора; Фортепианный квинтет си минор (1944—1945) и ряд других произведений. Общий характер этой музыки — суровый, остродраматический. В ней раскрывается столкновение высоких гуманных человеческих порывов с враждебными силами. Из произведений этого времени особенно выделяется Фортепианное трио ля минор (1945), за которое в 1946 году Свиридову была присуждена Государственная премия первой степени.
В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. Это — «Песни странника», «Сюита» на слова Шекспира «Песни странника» (1943) написаны на слова китайских поэтов древней традиции и повествуют о судьбе поэта-изгнанника, томящегося тоской по родине, горьким одиночеством, вскипающего гневом, но вдохновенно творящего. Начинается произведение песней «Отплытие», завершается— «Возвращением на Родину».
«Сюита» на слова Шекспира состоит из вокальных фрагментов созданных композитором ранее к спектаклям «Отелло», «Гамлет» и «Двенадцатая ночь» (переводы Б. Пастернака и М. Лозинского).
Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. Творчество композитора первых послевоенных лет (1945—1949) близко сочинениям периода Отечественной войны. Интерес к камерной инструментальной музыке находит теперь продолжение в создании двух струнных квартетов (1945—1946, 1947) Появляются две тетради фортепианных партитур (1946), содержащие двенадцать пьес с жанровыми названиями. Возникает первое фортепианное сочинение детского репертуара: «Четыре легкие пьесы для фортепиано» (1948). Позднее они пополняются другими и в 1957 году выходит в свет «Альбом пьес для детей», содержащий уже семнадцать номеров. В 1949 году композитор работает над симфонией. Две части ее были исполнены на Пленуме Союза советских композиторов и встречены весьма одобрительно. Но работа эта осталась незавершенной.
Как и в годы войны, Свиридов сотрудничает с драматическими театрами (музыка к пьесе Дюмануа и Деннери «Дон Сезан де Базан» и к «Победителям» Б. Чирскова). Вместе с тем появляются новые произведения в области камерных вокальных жанров — три песни на слова советских поэтов (А. Прокофьева, М. Исаковского) и первые произведения на стихи армянского поэта А. Исаакяна. «Открытие» Свиридовым для себя этого поэта, увлечение богатством его стихов не было мимолетным. На основе поэзии А. Исаакяна вскоре возникает одно из замечательных вокальных сочинений композитора — «Страна отцов». До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде. Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
Своеобразными произведениями в творчестве Свиридова 1940-х годов стали его поэма «Песни странника», сюита на слова Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году. Свиридов много работал в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.
На протяжении своего долгого творческого пути композитор неоднократно награждался высокими общественными и государственными наградами и премиями. Георгий Свиридов – народный артист РСФСР (1963), народный артист СССР (1970), Герой Социалистического труда (1975), лауреат Ленинской премии (1960), лауреат государственных премий СССР (1946, 1968, 1980) и Российской Федерации (1996). Награжден орденами Ленина (1967, 1971, 1975, 1985) и «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995). В 1962-1974 гг. – секретарь Союза композиторов СССР, с 1968 по 1973 г. – первый секретарь Союза композиторов РСФСР. Г.В. Свиридов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР ( с 1968 по 1973 г.). Почетный гражданин г. Курска (1982 г.). Почетный гражданин г. Москвы (1997 г.).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ormn.net.
Литература:
- Брынцев, Леонид Александрович.
Золотые врата искусства [Текст] : региональный компонент художественной культуры / Л. А. Брынцев ; Междунар. акад. наук. пед. образования [и др.]. - Курск : Изд-во КГПУ, 2002. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 391 и в конце ст.
- Татарская, Ида Юрьевна.
Очерки музыкальной жизни соловьиного края [Текст] / Ида Татарская ; [ред. кол.: Б. П. Агеев (гл. ред.) [и др.]. - Курск : Славянка, 2006. - 174 с. : ил., портр. - Библиогр.: с. 159-171.
- Лукашевич, М. Ю.
Музыка как судьба [Текст] : читая дневники Свиридова / М. Ю. Лукашевич // Музыка в школе. - 2010. - № 5. -С. 11-19.
- Георгий Свиридов. Полный список произведений [Текст] : нотограф. справочник / Центр по изуч. творч. наследия Г. В. Свиридова (Свиридовский институт) ; [сост. А. Белоненко]. - Москва ; Санкт-Петербург : Нац. Свиридовский Фонд, 2001. - 141, [2] с.
- Свиридов, Георгий Васильевич.
Музыка как судьба [Текст] / Георгий Свиридов. - М. : Мол. гвардия, 2002. - 798, [1] с., [16] л. ил. - (Библиотека мемуаров).
- Г. В. Свиридов. Композитор. Мыслитель. Христианин [Текст] : сб. докладов II Всерос. науч.-практ. конф. "Свиридовские чтения", Курск, 26-27 окт. 2006 г. / Курский муз. колледж им. Г. В. Свиридова ; [Л. И. Чунихина [и др.]. - Курск : Курский ЦНТИ, 2006. - 137 с. : ил.
- Георгий Свиридов в воспоминаниях современников [Текст] / [предисл. В. Г. Распутина ; сост. и коммент. А. Б. Вульфова]. - Москва : Молодая гвардия, 2006. - 761, [2] с., [16] л. ил. : портр. - (Близкое прошлое : библиотека мемуаров ; вып. 16).
- Г. В. Свиридов и судьбы русской культуры [Текст] : (к 10-летию со дня смерти композитора) : сб. докладов IV Всерос. студенч. науч.-практ. конф. "Свиридовские чтения", X муз. фестив. им. Г. В. Свиридова, Курск, 19-20 нояб. 2008 г. / [ред. кол.: Чунихина Л. И. [и др.]. - Курск : Курский ЦНТИ, 2008. - 243 с. : ил. - Библиогр. в конце ст.
- Г. В. Свиридов в музыкальной культуре Курского края [Текст] : [сборник / ред.-сост. Е. Н. Яковлева]. - Москва : Петраруш, 2010. - 84 с. : ил. - Библиогр.: с. 77-84 и в подстроч. примеч.
- Г. В. Свиридов в современной музыкальной культуре [Текст] : сборник / [ред.-сост., авт. предисл. Е. Н. Яковлева]. - Москва : Петраруш, 2010. - 356 с. : ил., портр., нот. - Библиогр. в подстроч. примеч.
- Г. В. Свиридов и русская хоровая музыка [Текст] : сб. докладов I Междунар. науч.-практ. конф., 22-23 нояб. 2011 г., Курск / ФГБОУ ВПО "Курский гос. ун-т", Фак. искусств, Каф. хорового дирижирования и сольного пения ; [ред. Е. Д. Легостаев и др.]. - Курск : КГУ, 2012. - 281 с. : ил., табл.
- Г. В. Свиридов. Жизнь и творчество [Текст] : (по материалам дома-музея в г. Фатеже) / Ком. по культуре Курской обл., Курский обл. краеведч. музей. - Курск : [б. и.], [2005?]. - 8 с. : ил.