встречному страданию. Конкретному горю Ртищев умел
соболезновать как общему злу и бороться с ним, как со
своим личным бедствием. Случайные проявления личной
благотворительности он хотел превратить в постоянно
действующую государственную акцию.
Впечатления польской войны укрепили эту мысль.
Ртищев сопровождал царя как начальник его походной
квартиры. Он видел ужасы, какие оставляет после себя
война и которых не замечают сами воюющие. Он столько
собирал в свой экипаж больных, раненых, избитых и ра-
зоренных, что порой ему не оставалось места. Сам же он,
хотя у него и были больные ноги и ему трудно было ез-
дить верхом, пересаживался на коня. В ближайшем горо-
де Ртищев расселял их, обеспечивал содержание и уход,
набирал врачебный персонал на собственные средства.
Для этого у него была тайная денежная и моральная под-
держка со стороны
царицы Марии Ильиничны
. Они да-
же приняли решение во временных военных госпиталях
размещать пленных врагов, нуждающихся в помощи.
План благотворительности Ртищева был рассчитан на
самые большие язвы русской жизни. Так, крымские тата-
ры в XVI–XVII вв. сделали себе прибыльный промысел из
разбойничьих нападений на Русскую землю, где забирали
пленных, которых продавали в Турцию и другие страны.
Чтобы выкупить, а затем вернуть домой этих пленных,
московское правительство ввело особый налог:
«полоняничные деньги». Этот выкуп назывался «общей
милостыней», в которой все участвовали: царь, его под-
данные, и все «православные христиане». Был установлен
порядок привоза пленного и «тариф», по которому он вы-
купался, в зависимости от общественного положения. За
людей, стоящих в самом низу общества, крестьян и холо-
пов, был назначен казенный откуп в размере 250 рублей,
за людей высших классов платили гораздо больше. Госу-
дарственные ассигнования на выкуп были недостаточны.
Ртищев заключил соглашение с жившим в России купцом
-греком, который вел дела с магометанским Востоком и