ственного Киевской Руси, уже невозможно. Насилие, не-
справедливость и жестокость стали, скорее, правилом,
нежели исключением.
Хотя даже в эти времена народ, живущий общиной,
был готов к оказанию помощи «
ближнему своему
». Для
крестьянина-смерда благотворительностью стала простая
помощь такому же бедолаге, как он сам, зерном, посев-
ным материалом, лесом, постройкой дома, когда, напри-
мер, всей деревней за несколько дней ставили новую из-
бу погорельцам.
Князья же выкупали за счёт своей казны пленных ру-
сичей у татар. Они завещали:
«Имейте к убогим руку
щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание»,
«Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Бо-
гу».
Для власть имущих той поры благотворительность
стала обязательной по велению сердца. Правитель, жад-
ный и скупой на милостыню, сидящий на княжении, был
абсолютно нереален...
Примерно с начала-середины XVI века благотвори-
тельность перестала быть частным делом князей, а пре-
вратилась в заботу государства. Тем более, что непрекра-
щающиеся войны и бедствия привели к большому числу
нуждающихся.
Начиная с
царя Ивана
IV
(Грозного)
, начался про-
цесс принятия законов о благотворительности в масшта-
бах государственной политики. Были изданы законы, на-
правленные на оказание помощи различным группам ну-
ждающихся, созданы благотворительные учреждения -
богадельни, финансируемые за счёт государственной каз-
ны, так и за счёт пожертвований частных лиц. Милосер-
дие, доброта и благотворительность стали основными ду-
ховными ценностями Российской Империи.
Первые государи из рода Романовых в трудные вре-
мена жизни государства постоянно обращались к своему
народу, видя в единении с ним залог укрепления государ-
ственной мощи.
Так, царь
Михаил Федорович Романов
для защиты