Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 158 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 158 Next Page
Page Background

ственного Киевской Руси, уже невозможно. Насилие, не-

справедливость и жестокость стали, скорее, правилом,

нежели исключением.

Хотя даже в эти времена народ, живущий общиной,

был готов к оказанию помощи «

ближнему своему

». Для

крестьянина-смерда благотворительностью стала простая

помощь такому же бедолаге, как он сам, зерном, посев-

ным материалом, лесом, постройкой дома, когда, напри-

мер, всей деревней за несколько дней ставили новую из-

бу погорельцам.

Князья же выкупали за счёт своей казны пленных ру-

сичей у татар. Они завещали:

«Имейте к убогим руку

щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание»,

«Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Бо-

гу».

Для власть имущих той поры благотворительность

стала обязательной по велению сердца. Правитель, жад-

ный и скупой на милостыню, сидящий на княжении, был

абсолютно нереален...

Примерно с начала-середины XVI века благотвори-

тельность перестала быть частным делом князей, а пре-

вратилась в заботу государства. Тем более, что непрекра-

щающиеся войны и бедствия привели к большому числу

нуждающихся.

Начиная с

царя Ивана

IV

(Грозного)

, начался про-

цесс принятия законов о благотворительности в масшта-

бах государственной политики. Были изданы законы, на-

правленные на оказание помощи различным группам ну-

ждающихся, созданы благотворительные учреждения -

богадельни, финансируемые за счёт государственной каз-

ны, так и за счёт пожертвований частных лиц. Милосер-

дие, доброта и благотворительность стали основными ду-

ховными ценностями Российской Империи.

Первые государи из рода Романовых в трудные вре-

мена жизни государства постоянно обращались к своему

народу, видя в единении с ним залог укрепления государ-

ственной мощи.

Так, царь

Михаил Федорович Романов

для защиты