ность оказала значительное влияние на российское зако-
нодательство.
После деятельности Ртищева в России издается ряд
приказов против праздного ремесленного нищенства и
ручной частной милостыни. Государственная власть на-
чинает уделять определенное внимание устройству благо-
творительных учреждений.
При
царе Федоре Алексеевиче
беспомощных было
велено содержать за казенный счет в особом приюте, а
здоровым лентяям дать работу в задуманных тогда же
рабочих домах. Решено было построить в Москве 2 благо-
творительных заведения, больницу и богадельню для бо-
лящих, бродящих и лежащих на улице нищих. Предпола-
галось создать заведения, подобные тем, какие были уст-
роены Ртищевым. На церковном Соборе 1681 г. царь
предложил патриарху и архиереям устроить такие же
убежища для нищих в провинциальных городах, и Собор
принял это предложение.
Так, частный почин доброго и влиятельного человека
дал развитие мысли об устройстве целой системы церков-
но-государственных благотворительных заведений. На
практике Ртищев воплотил закон своей жизни: «
Жить –
значит любить ближнего, то есть помогать ему жить
».
Именно по его почину на Руси стали создавать постоян-
ные благотворительные учреждения: больницы, богадель-
ни, приюты.
Наиболее ярко про-
явились
народно-
воспитательные уси-
лия власти в период
правления
Петра
I
.
Так, в 1712 году им
был издан указ «Об
учреждении во всех
губерниях гошпита-
лей», в котором
предписывалось