Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  151 / 158 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 151 / 158 Next Page
Page Background

создать совершенно уникальное — на пестром фоне россий-

ских благотворительных заведений и обществ — учреждение.

Осуществляет этот грандиозный план друг Николая Петровича

— зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги, горячий

поклонник актерского таланта Ковалёвой-Жемчуговой. Граф

затратил колоссальные по тем временам средства — два с по-

ловиной миллиона рублей. Здание Странноприимного дома

считается шедевром русского зодчества, прекрасным образ-

цом русского классицизма конца XVIII — XIX веков.

Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. По-

следние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 ян-

варя 1809 года Николай Петрович скончался.

«В жизни у меня

было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не на-

шел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь

благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба»,

— сказа-

но в его завещании. Благотворитель и меценат Николай Петро-

вич Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и

бескорыстную помощь.

Жажда просветительства тоже была семейной, родовой

чертой Шереметевых. Музыкальную и театральную деятель-

ность Н. П. Шереметьева продолжили его сын, граф Дмитрий

Николаевич Шереметев и младший внук, граф Александр

Дмитриевич Шереметев (1859-1931). В 1898 году зародилась

традиция народных концертов хора и оркестра графа Шере-

метева, впоследствии переименованных в Общедоступные.

Первый из них состоялся в Александровском зале городской

Думы. Цены на билеты были умеренные - от 20 копеек до 1

рубля. Часть абонементов в начале сезона распространялась

бесплатно, все сборы шли на благотворительные нужды. С

1910 года концерты стали бесплатными. Их посещала преиму-

щественно малоимущая публика - та, что впоследствии соста-

вила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и

балета им. Кирова, МАЛЕГОТа. Многие сочинение русских и

зарубежных композиторов, ставших впоследствии общеизве-

стными, прозвучали впервые именно в его концертах. В фев-

рале-марте 1906 г. первым в России граф Шереметев осущест-

вил концертное исполнение оперы Вагнера «Парсифаль».

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил

«Бог сохраня-

ет все».

Сегодня лишь архивные документы позволяют вос-

становить события вековой давности и отдать дань уважения

людям, движимым благородными идеями просвещения обще-