Англии. Николай Петрович изучает театральное дело, декора-
ционное, сценическое и балетное искусство.
С воцарением в 1896 году императора Павла I граф Шере-
метев становится одним из самых высокопоставленных лиц
двора — обер-гофмаршалом. В 1799 году назначается дирек-
тором императорских театров, потом директором Пажеского
корпуса. За свою многогранную деятельность граф не раз на-
граждался русскими и иностранными орденами.
Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры.
За два десятилетия на его средства были сооружены театраль-
но-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в
Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шам-
петр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Ше-
реметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богороди-
цы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странно-
приимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове
Великом и других.
Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры
и как выдающийся театральный деятель. В России со второй
половины XVIII в. по 40е гг. XIX в. действовало более ста семи-
десяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве.
Своими труппами и репертуаром славились домашние театры
графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), князя
Николая Борисовича Юсупова (1750-1831) - директора Импе-
раторских театров в 1791-1799 гг. Но, пожалуй, самым значи-
тельным был театр графов Шереметевых. Спектакли театра
вначале давались на двух сценах - городской (в театральном
флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шере-
метевых на Никольской улице) и усадебной, в «дворянском
гнезде» - Кускове. Унаследовав от отца труппу крепостных ак-
тёров, он занялся совершенствованием и профессиональной
подготовкой артистов, пригласив специальных педагогов. Та-
лантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского
театра учились в Санкт Петербурге и Москве. У Шереметева
был прекрасный оркестр, спектакли всегда отличались богаты-
ми декорациями, великолепными костюмами.
Н. П. Шереметев построил в Кускове новое здание, где
предполагал ставить «большие» оперы с участием танцовщиков
и многочисленного хора, а также балеты. Новый кусковский
театр был открыт летом 1787 г. На его представления
«стекалась вся Москва», и содержатели частных театров даже