стоящим ценителем искусства, особенно театрального.
Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и
бесприданницам-невестам. По его инициативе началось
строительство Странноприимного дома в Москве. Также
он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.
Окончательно система государственной и частной
благотворительности сложилась в XIX веке. Были изданы
законы о благотворительной деятельности, а в сознании
народа сложились неписаные правила благотворительно-
сти, в соответствии с духовно-моральными устоями Пра-
вославия. Крайне дурным тоном в высшем российском
обществе считалось неучастие в делах милосердия. Рус-
ские Императоры, чиновники высокого ранга жертвова-
ли весьма крупные суммы на устройство благотворитель-
ных учреждений, богаделен, учебно-воспитательных заве-
дений, больниц. Что касается традиционного русского ку-
печества, представителей нарождающегося промышлен-
ного капитала, то купец, фабрикант, не творящий добро
и милосердие, становился изгоем среди своих. Так в
древнем Суздале, деревне Дунилово купцами построены
не только десятки красивейших храмов. Если ты не по-
строил храм, детский приют, то с тобой никто не будет
иметь дела. Купцы и промышленники строили также му-
зеи, картинные галереи, театры, народные библиотеки,
места общественного отдыха, обустраивали и благоуст-
раивали свои города, заботясь и о духовном, культурном
развитии соотечественников.
Активно создавались и действовали различные благо-
творительные общества: сестер милосердия, посещения
бедных и т.д.
Купечество вообще внесло особый вклад в развитие
русского меценатства XIX–XX веков.
Для большинства купцов и фабрикантов благотвори-
тельность превратилась практически в образ жизни, ста-
ла неотъемлемой чертой характера. Здесь играл роль тот
факт, что многие зажиточные купцы и банкиры являлись
потомками старообрядцев, для которых характерно было
особое отношение к деньгам и богатству. И отношение