русских предпринимателей к своей деятельности было
несколько иным, чем, например, на Западе. Для них бо-
гатство – это не фетиш, торговля – не источник наживы,
а скорее некая обязанность, возложенная Богом. Воспи-
танные на глубоких религиозных традициях, русские
предприниматели-меценаты считали, что богатство дает-
ся Богом, а значит, за него нужно нести ответственность.
Фактически они полагали, что обязаны заниматься оказа-
нием помощи. Но это не было принуждением. Все дела-
лось по зову души.
XIX–XX века вообще считаются расцветом благотво-
рительности в России. Начавшийся бурный экономиче-
ский рост способствовал поражавшему воображение раз-
маху и щедрости богатых людей. Известные меценаты
XIX–XX веков – сплошь представители купеческого сосло-
вия.
Самые яркие представители -
Павел Михайлович
Третьяков
и его менее известный брат
Сергей Михайло-
вич
. Именно им мы обязаны великолепным памятником
русскому меценатству – Третьяковской галереей.
Нельзя не вспомнить
Савву Мамонтова
, представи-
теля известной династии;
Савву Морозова; Шеремете-
вых, Щукиных, Строгановых, Демидовых, Румянце-
вых
и т.д. Можно назвать целые династии!
Остается удивительным и непостижимым, почему
русские купцы и фабриканты тратили огромные суммы
(сообразно их доходам) «в песок», не думая о финансовой
выгоде? Ведь меценатство - это не просто единовремен-
ные пожертвования на «благое дело» Третьяковых, Щуки-
ных, Мамонтова, Морозовых и др., русское меценатство -
это настоящее явление в истории России, не имеющее
аналогов в мире.
Конечно, идеализировать благотворительный порыв
«бизнесменов» тоже не стоит, поскольку среди них попа-
дались люди, дававшие деньги из обыкновенного тщесла-
вия и удовлетворения личных амбиций, иногда из-за чи-
нов и орденов.