Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  21 / 158 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 21 / 158 Next Page
Page Background

русских предпринимателей к своей деятельности было

несколько иным, чем, например, на Западе. Для них бо-

гатство – это не фетиш, торговля – не источник наживы,

а скорее некая обязанность, возложенная Богом. Воспи-

танные на глубоких религиозных традициях, русские

предприниматели-меценаты считали, что богатство дает-

ся Богом, а значит, за него нужно нести ответственность.

Фактически они полагали, что обязаны заниматься оказа-

нием помощи. Но это не было принуждением. Все дела-

лось по зову души.

XIX–XX века вообще считаются расцветом благотво-

рительности в России. Начавшийся бурный экономиче-

ский рост способствовал поражавшему воображение раз-

маху и щедрости богатых людей. Известные меценаты

XIX–XX веков – сплошь представители купеческого сосло-

вия.

Самые яркие представители -

Павел Михайлович

Третьяков

и его менее известный брат

Сергей Михайло-

вич

. Именно им мы обязаны великолепным памятником

русскому меценатству – Третьяковской галереей.

Нельзя не вспомнить

Савву Мамонтова

, представи-

теля известной династии;

Савву Морозова; Шеремете-

вых, Щукиных, Строгановых, Демидовых, Румянце-

вых

и т.д. Можно назвать целые династии!

Остается удивительным и непостижимым, почему

русские купцы и фабриканты тратили огромные суммы

(сообразно их доходам) «в песок», не думая о финансовой

выгоде? Ведь меценатство - это не просто единовремен-

ные пожертвования на «благое дело» Третьяковых, Щуки-

ных, Мамонтова, Морозовых и др., русское меценатство -

это настоящее явление в истории России, не имеющее

аналогов в мире.

Конечно, идеализировать благотворительный порыв

«бизнесменов» тоже не стоит, поскольку среди них попа-

дались люди, дававшие деньги из обыкновенного тщесла-

вия и удовлетворения личных амбиций, иногда из-за чи-

нов и орденов.