Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  73 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 73 / 122 Next Page
Page Background

Епископу, ...да ведет их гой и управу дает и рассуждает».

От-

ныне в Киевской Руси

«нищих кормление и чад мног, странь-

ным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам по-

собие, девицам потребы, обидным заступленье, в напастех

поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе

прекормление, в худобе умирая покровы и гробы»

- прерогатива

Церкви. Встал вопрос об источниках средств на исполнение

столь многочисленных обязательств. И великий князь ввел де-

сятину: было решено жертвовать десятую часть княжьих дохо-

дов на содержание Церкви, а той, в свою очередь, вменялось в

обязанность использовать определенную долю полученных

средств на дела милосердия.

Но воплотить это распоряжение в повседневную практику

оказалось непросто. Исполнение «Правил о церковных лю-

дях...» поручалось учреждениям, которых на Руси просто не

существовало. Так, великий князь Владимир сделал первый

шаг на долгом и трудном пути организации и законодательно-

го закрепления службы призрения убогих.

Летопись под 996 г. сообщает, как Владимир порывался

буквально выполнить евангелический завет любви, милосер-

дия и нищелюбия:

«повелел всякому нищему и убогому прихо-

дить на двор княжь и взимати всяку потребу — питье и яде-

ние и от скотниц кунами (т. е. из казны монетой). Устрой же

и се рек: «Яко немощный и больные не могут долезти Двора

моего» — повелел пристоити кола (т. е. телеги) и вскладаше

хлебы, мяса, рыбы, овощ разноличный, мед в бчелках, а в дру-

гих квас, возите по городу, вопрошающе: где больной и нищ, не

могы ходити? Тем раздаваху на потребу».

Еще одним документальным свидетельством могут служить

слова монаха-летописца Иакова:

«Не могу сказати многие его

милостыни. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и

по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земле Русской: и

в градах, и в селах, везде милостыню творяше, нагие одевая,

странныя покоя милостию, нищие и сироты, и вдовицы, и сле-

пые, и хромые, и трудоватые — вся милуя и одевая и накор-

мяя и напояя».

Сообщая о военных успехах князя Владимира, летопись

отмечает, что при распределении трофеев князь «

убогим мило-

стив был

».

«Митрополит Илларион, нанизывая добродетели