Епископу, ...да ведет их гой и управу дает и рассуждает».
От-
ныне в Киевской Руси
«нищих кормление и чад мног, странь-
ным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам по-
собие, девицам потребы, обидным заступленье, в напастех
поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе
прекормление, в худобе умирая покровы и гробы»
- прерогатива
Церкви. Встал вопрос об источниках средств на исполнение
столь многочисленных обязательств. И великий князь ввел де-
сятину: было решено жертвовать десятую часть княжьих дохо-
дов на содержание Церкви, а той, в свою очередь, вменялось в
обязанность использовать определенную долю полученных
средств на дела милосердия.
Но воплотить это распоряжение в повседневную практику
оказалось непросто. Исполнение «Правил о церковных лю-
дях...» поручалось учреждениям, которых на Руси просто не
существовало. Так, великий князь Владимир сделал первый
шаг на долгом и трудном пути организации и законодательно-
го закрепления службы призрения убогих.
Летопись под 996 г. сообщает, как Владимир порывался
буквально выполнить евангелический завет любви, милосер-
дия и нищелюбия:
«повелел всякому нищему и убогому прихо-
дить на двор княжь и взимати всяку потребу — питье и яде-
ние и от скотниц кунами (т. е. из казны монетой). Устрой же
и се рек: «Яко немощный и больные не могут долезти Двора
моего» — повелел пристоити кола (т. е. телеги) и вскладаше
хлебы, мяса, рыбы, овощ разноличный, мед в бчелках, а в дру-
гих квас, возите по городу, вопрошающе: где больной и нищ, не
могы ходити? Тем раздаваху на потребу».
Еще одним документальным свидетельством могут служить
слова монаха-летописца Иакова:
«Не могу сказати многие его
милостыни. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и
по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земле Русской: и
в градах, и в селах, везде милостыню творяше, нагие одевая,
странныя покоя милостию, нищие и сироты, и вдовицы, и сле-
пые, и хромые, и трудоватые — вся милуя и одевая и накор-
мяя и напояя».
Сообщая о военных успехах князя Владимира, летопись
отмечает, что при распределении трофеев князь «
убогим мило-
стив был
».
«Митрополит Илларион, нанизывая добродетели