на словесную нить панегирика Владимиру, восхваляя его фи-
лантропию, ставит наряду с ней его функции власти, добро
социальное: «правду и крепость». <...> Это не откуп только
куском хлеба или грошиком на жалобную просьбу нищего у ок-
на, а активное снабжение из государственного центра по сто-
лице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждаю-
щихся, здоровых и немощных...».
Святой Владимир Уставом 996 г. официально вменил в
обязанность духовенству заниматься общественным призрени-
ем, определив десятину на содержание монастырей, церквей,
богаделен и больниц. В течение многих веков Церковь и мона-
стыри оставались средоточием социальной помощи старым,
убогим и больным.
И сам князь Владимир служил для народа образцом со-
страдания и
был «истинным отцом бедных»
. Согласно летопи-
си, великий князь Владимир
“повелел всякому нищему и убого-
му приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье
и яденье, и от скотьниц кунами (деньгами)”.
А тем, кто не мог
приходить, развозили припасы по домам. Преемники князя
следовали его примеру.
Князь распространял свое благорасположение даже на пре-
ступников и убийц, заменяя им казнь штрафом:
«Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже
казнить злодеев и хотя сначала согласился было на увещание
Корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но по-
том, с совета бояр и городских старцев, установил наказы-
вать преступников только денежною пенею…»
Есть свидетельства того, что св. кн. Владимир, празднуя в
Васильеве устранение грозившей ему от печенегов опасности,
роздал бедным
много хлеба, меду и триста гривен серебра из
своей казны
. Некоторые древнерусские писатели утверждают,
что при этом же князе были учреждены первые на Руси боль-
ницы. Хотя прямого подтверждения этому в памятниках древ-
ней письменности и не встречается, тем не менее, известно,
что больные во время его княжения получали не только при-
зрение, но и, по-видимому, врачебную помощь.
Зато доподлинно известно, что возведенная в Киеве кня-
зем Владимиром церковь Пресвятой Богородицы стала цен-
тром православного милосердия; здесь попечением князя и
других жертвователей осуществлялось кормление нищих, вдов
и сирот и раздача им всего необходимого.