литву, утробу милосердия, истинное человеколюбие, кратко
сказать: дает ему все духовные плоды.
- Совершенство христианской, а потому и человеческой,
добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богопод-
ражательное милосердие, производимое в христианине разви-
тием Божественной благодати, данной ему в Крещении и воз-
деланной заповедями. От такого милосердия является духов-
ная чистота: она питается им, она живет им. Преподобный
Исаак Сирин на вопрос: что есть чистота? отвечал: «Чистота -
сердце, исполненное милости о всяком создании».
- При посредстве благодатного милосердия, которым ис-
тинные христиане дышат к ближним, они пребывают чужды-
ми греховности ближних, сообщающейся через осуждение осу-
ждающему, нарушающей его собственное, спокойное, радост-
ное, святое устроение.
Прп. Исидор Пелусиот
- Того, кто хотел оказать благодеяние, но не был в состоя-
нии помочь, не порицай за последствие дела, но почитай за
намерение, потому что по естеству подвигнут он был к тому,
что сделать надлежало, хотя не достало на то сил и не возмог
привести того в исполнение.
- Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими кап-
лями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда,
такова и помощь быть должна. Равным образом: каково со-
стояние подающего, такова должна быть и милостыня. Бога-
тый давай больше, убогий может дать меньше. ...Помогай то-
гда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока
бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим
порокам, пока не умер он с голоду и холоду.
... И что расточается на зрелища и распутство, не лучше ли
было отдать на церкви и монастыри; неужели и десятой части
того, что расходуется на содержание... нельзя бы уделить на
пропитание вдов и сирот, на освобождение заключенного
должника, на пропитание голодающей семьи бедняка? Но пер-
вого хочет мир, и оно исполняется, а второе нужно для души и
потому не исполняется. И все пойдет на яства и наряды для