Если благодетельствуешь ради Бога, то узнаешь и о каж-
дом, чего он достоин.
- Если не подаешь нуждающемуся, то не знаешь, что и сам
ты человек.
Авва Феодор
- Ни великие богатства сего мира, ни власть, ни отличия,
сколько бы кто ни превозносился ими, не могут почесться су-
щественным благом, которое заключается в одних добродете-
лях; они суть (блага земные) нечто среднее между благом и
злом; ибо как для правильно употребляющих их по нужде они
бывают полезны и пригодны (поелику подают случай к добрым
делам и приносят плоды для вечной жизни); так, с другой сто-
роны, для тех, которые во зло употребляют их, они бывают
бесполезны и вредны, служа поводом ко греху и смерти.
Прп. Марк Подвижник
- Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и
посредством их совершай благое. Не можешь благотворить ру-
кою телесною? Благотвори правым произволением: аще согре-
шит к тебе брат твой, остави ему (Лк. 17, 3), по слову Господ-
ню; и это составит для тебя великую милостыню... Великое де-
ло, если кто, имея деньги, подает убогим; миловать же ближ-
них в согрешениях их настолько больше, для получения проще-
ния грехов, во сколько душа, по естеству своему, честнее тела.
Прп. Исаак Сирин
- Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от
другого, но милует всех.
Жизнодавец полноту заповедей заключил в двух запове-
дях, объемлющих собою все прочие, – в любви к Богу, и в по-
добной же любви к образу Божию. И первая удовлетворяет це-
ли духовного созерцания; а вторая созерцанию и деятельно-
сти. Вторая заповедь, т. е. человеколюбие (милосердие), по
двойственности естества, требует, чтобы мы то, что исполняем
невидимо в сознании, подобным образом желали исполнить и
телесно.