20 января 1918 г, пришедшие к власти большевики специальным декретом отделили церковь от государства, лишив ее юридических прав. Имущество храмов, объявленное народным достоянием, передавалось приходским объединениям. Передача подтверждалась особыми договорами, в которых граждане, скрепившие договор собственноручными подписями обязывались беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначения; не допускать в богослужебных помещениях политических собраний враждебного Советской власти направления; раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий направленных против Советской власти и ее представителей; произнесение проповедей против Советской власти или ее отдельных представителей; совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти и т.д. За невыполнение указанных в договоре условий подписавшие его люди несли ответственность "по всей строгости революционных законов".
25 августа 1919 г. такой договор был заключен между Курским Городским Советом Рабочих и Красно-Армейских депутатов и группой граждан г.Курска. Прихожанам в «бессрочное, бесплатное пользование» передавалось три храма, расположенных на территории Знаменского мужского монастыря: каменный, одноэтажный четырехпрестольный Большой Знаменский собор; примыкающая к архиерейскому дому однопрестольная Крестовая Трехсвятительская церковь и двухпрестольный храм Воскресения Христова. Вместе с храмами верующим передавались иконостасы, богослужебные книги, хоругви, паникадила, кресты, иконы, облачения священников и другие богослужебные предметы.
Отношение новой власти к Курской епархии хорошо иллюстрируют события, развернувшиеся вокруг похищения 12 апреля 1918 года из Знаменского собора чудотворной иконы Знамения и ее списка, облаченных в драгоценные, украшенные самоцветами, ризы и золотой дарохранительницы со Св. Агнцем. Епископ Феофан немедленно известил о пропаже святыни местные власти, однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧКа было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство Советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск, временами переходящий в настоящий грабеж. На следующий день арест был снят и ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ. Образа были обнаружены лишь через месяц. Газета «Красная Армия» 16 мая 1918 г. сообщила, что «вчера утром под горой, где находится епархиальная типография близ р. Тускари в колодце, называемом Феодосиевским, были найдены украденные из Знаменско-Богородицкого монастыря в апреле месяце икона Знамения Божией Матери и копия с нее. Обнаружили икону в колодце две девочки, которые мыли в ручейке у колодца белье. Иконы лежали на дне колодца, завернутые в мешок. Вытащив находку из колодца и развернув мешок, девочки увидели иконы, о чем сообщили своим семьям и проходившему с похоронной процессией св. Л. Иваницкому. Собранной комиссией иконы были признаны за те, которые были украдены из монастыря. В 11 часов дня по случаю нахождения икон на Красной площади был отслужен торжественный молебен, при толпе молящихся в несколько тысяч человек...". Интересно отметить, что два расшитых золотом чехла с икон были обнаружены после занятия Курска белыми в мусорных кучах у здания ЧК (бывшее Благородное собрание). В связи с вышеизложенным, не вызывает удивления тот восторг, с которым встретило курское духовенство занятие города частями Добровольческой армии в сентябре 1919 г. и грандиозные молебны проводимые им в честь побед белых.
Так, 3 октября 1919 года газета «Курские вести»сообщала: "праздник Покрова Пресвятые Богородицы совпал с освобождением г- Орла нашей Добровольческой Армией от большевистского ига. Ввиду этого утром 1 октября в Знаменском соборе была совершена епископом Феофаном торжественная литургия, к концу которой на Красную площадь начало стекаться духовенство городских церквей. По окончанию литургии на Красной площади при огромном стечении народа был отслужен благодарственный молебен с многолетием Русскому Христолюбивому воинству и его вождям. К началу молебна приехал г. Губернатор [князь А. А. Римский-Корсаков] и другие городские власти, которые после молебна пошли с крестным ходом по Московской улице. Дойдя до Почтового переулка, процессия свернула вправо и перед женским монастырем было совершено краткое молебствование. Затем крестный ход двинулся по 1-й Сергиевской улице и, дойдя до Благовещенской церкви и совершив благодарение, повернул обратно по Московской улице к Знаменскому монастырю. После каждого благодарственного молебствия епископ Феофан благословлял молящихся святыней города -иконой Знамения Божьей Матери, сопутствовавшей процессии и окроплял святой водой". Но торжество добровольцев было непродолжительным. Уже в середине октября командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, что Курск может быть временно оставлен Добровольцами и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и желающего духовенства. Утром 31 октября сопровождаемая 13 иноками чудотворная икона покинула Знаменский собор. "Идти было очень тяжело. На санях сидел только держащий икону, все остальные должны были идти пешком, ибо лошади едва могли тянуть сани с вещами". После тяжелейшего трехдневного пути икона достигла Белгорода, оттуда попала в Ростов, Новороссийск, Сербию...В 1944 году курская святыня была переправлена в Мюнхен, а затем в США.
После возвращения советской власти часть помещений Знаменского монастыря была занята бойцами 119-го батальона внутренней охраны республики. 21 февраля 1920 г. в Курский подотдел по делам музеев и охраны памятников старины от приходского совета при Курском Знаменском монастыре поступило письменное заявление и том, что советом «получено словесное заявление помощника начальника штаба батальона, помещающегося в верхнем этаже братского корпуса монастыря, что названным штабом получен ордер на занятие всего корпуса с выселением монашествующей братии, причем штабом на территории монастыря будут производиться занятия с артиллерийскими снарядами. Курский Знаменский монастырь является памятником старины, содержащим большое количество произведений искусства, а также книжных и архивных ценностей, составляющих народное достояние. Ответственность за целость этого достояния лежит, по декрету Наркома на нас - приходской общине. 32 человека монашествующих, живущих при монастыре являются сотрудниками Приходского Совета и по охране монастыря; они трудятся по отоплению храма, без чего погибнут художественная стенопись, трудятся по поддержанию чистоты в храме, архиве и библиотеке монастыря», На отправленное в Президиум Курского Губисполкома ходатайство о самоуправстве военных заведующий подотделом М. В. Васильков получил резкий ответ:
«...Ходатайство Ваше отклонено. Монахи могут быть переселены в другое освобождающееся монастырское помещение». Лишь после личного вмешательства заведующей отделом по делам музеев и охраны памятников старины Наркомпросса Троцкой, пригрозившей председателю Губисполкома и начальнику штаба 119-го батальона «ответственностью по революционным законам за причинение ущерба взятого на учет "народного достояния», монашествующие были временно оставлены в покое.
Однако уже в ноябре 1921 г. при осмотре Знаменского монастыря инспектором Курского Губернского отдела управления Брусенцовым выяснилось, что все жилые корпуса монастыря были заняты 26-м батальоном войск внутренней охраны республики, а доступ монашествующим во внутренний двор запрещен. Особую тревогу инспектора вызвало состояние закрытой Воскресенской церкви. Тут же была создана специальная комиссия «на предмет более подробного осмотра названной церкви, которая до 5 ноября с/г сохранялась войсками 26 батальона». В комиссию вошли, от жилотдела - Сапунов, от губвида - Бочаров, от коменданта здания 26-го батальона - Алешкин, от подотдела охраны памятников - Булгаков, от монашеской общины - игумен Иеремия и иеромонах Иосаф, от приходского совета - Глазов. При осмотре Воскресенской церкви комиссией было установлено, что на входных дверях отсутствуют замки; перед входом в церковь обнаружены экскременты; из тридцати оконных переплетов семь выломано, а в двенадцати выбиты все стекла; из ниши в иконостасе выломана икона Воскресения с киотом и похищены три шелковых завесы. В нижнем этаже было выломано 11 оконных переплетов и часть железных рам, разобрана часть пола, разрушен киот, фонарь для иконы, сняты двери. Алтарная утварь и царские врата, после разрушения окон были сняты самими монашествующими и перенесены ими в монастырь. В акте особо подчеркивалось, что все эти разрушения произошли «в период запрещения доступа сторожам и монашествующим лицам во двор монастыря». Принимая во внимание художественную ценность, как самой Воскресенской церкви, так и ее настенной живописи комиссия рекомендовала прикрыть выбитые окна 30 щитами из старого листового железа, а охрану храма поручить приходской общине. До организации же этой охраны просить командира 26-го батальона выставить около церкви постоянный караул. Но все усилия монашествующих и приходской общины сохранить Курский мужской монастырь были напрасны.
В октябре 1926 г. Курский Губполитпросвет обращается в Президиум Курского горсовета с ходатайством "о закреплении и передаче Курскому краеведческому музею всей усадьбы и зданий бывшего мужского монастыря". 2 ноября 1926 г. Президиум Курского горсовета удовлетворяет это ходатайство, и 23 ноября Горкоммунотдел составляет акт передачи музею обнесенной каменным забором монастырской усадьбы общей площадью 6176,94 кв.м. Музей активно занялся освоением полученных площадей. Летом 1926 г. в архиерейском доме, откуда только в мае был выселен последний квартирант " сотрудник штаба Х-го стрелкового корпуса, развернули десять выставочных залов для промышленно-экономического отдела музея, оборудовали две рабочие комнаты и комнату под библиотеку, Четыре монастырских флигеля музей сдал в аренду различным предприятиям и учреждениям. В первом флигеле размещались пекарня и конфетная фабрика Управления коллективов безработных при Бирже труда. Второй флигель был отведен под канцелярию Губернского архивного бюро и две квартиры. Третий флигель занимали частные квартиры. Четвертый отдан административному отделу под архив ЗАГСа. Воскресенская церковь сдавалась музеем Архивному бюро под архивохранилище на условии «его поддержания и ремонта».
Знаменский собор продолжала занимать религиозная община, так же платившая музею за 80 кв.м. «занятых под жилье и канцелярию епархиального управления». Единственным не принадлежащим музей зданием на территории монастыря оставался каменный двухэтажный братский корпус, удержанный под общежитие штабом стрелкового корпуса. Четырежды руководство музея ходатайствовало перед Горсоветом о передаче ему корпуса, так как «крайне нуждается в этом здании, необходимом для развертывания отделов историко-революционного, промышленно-экономического и библиотеки музея, насчитывающей 20000 томов. Тяжба закончилась полным поражением музейщиков. Весной 1928 г. флигель окончательно закрепили за военными. Но последняя точка в борьбе за братский корпус была поставлена в августе 1928 г., после образования Центрально- Черноземной области, штаб корпуса был переведен в г.Воронеж, а занимаемое им здание передано краеведческому музею.
Община верующих владела Знаменским собором до 1932 года. Так, отвечая на запрос Центральных государственных реставрационных мастерских о состоянии храма, руководство краеведческого музея отвечало, что «крыша его требует ремонта, так как вследствие порчи железа начинает разрушаться во многих местах кирпичная кладка. Здание это может быть использовано (в случае ликвидации церкви) и весьма желательно предохранить его от разрушения, тем более, что сооружено оно исключительно прочно».
Вскоре Знаменский приход ликвидировали и Курский горсовет решил устроить в храме 3-й звуковой кинотеатр. В процессе переделки собор значительно изменил свой внешний облик, так как в 1935 г. были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни. 23 сентября 1937 г. «Курская правда» сообщила, что «сегодня, в 7 часов вечера, новое кино начинает работать... Главный фасад здания украшает колоннада. Красивый вход ведет зрителя в кассовый вестибюль. Фойе театра может одновременно вместить около 800 человек. В фойе установлена мягкая и полумягкая мебель. В нижнем фойе - танцевальный зал. Зрительный зал нового кинотеатра имеет 700 мест». Сезон был открыт фильмом «Петр I». В честь праздновавшейся в 1937 г. ХХ годовщины Великой Октябрьской социалистической революции новый кинотеатр получил название «Октябрь».
Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра сильно пострадало и выгорело изнутри. Комиссия, обследовавшая его в октябре 1944 г. отметила отсутствие дверей и оконных переплетов, сильное разрушение лестниц, полностью снятую кровлю купола, отставшую или обвалившуюся штукатурку, уничтоженные огнем и физическим воздействием фрески. Но здание не было заброшено.
Сначала там располагался склад мясных и молочных продуктов, затем размещался лагерь для военнопленных, а в ноябре 1945 г. все постройки Знаменского монастыря были переданы для вывезенного из Германии завода низковольтной электроаппаратуры. Новые владельцы устроили в центральной части бывшего собора склад оборудования, в трапезной разместили штамповочный цех, а в помещении с южной стороны - цех пластмасс. Еще один цех размещался в подвале Воскресенской церкви. В двух башнях монастырской ограды устроили склады для сена и угля. Расположенный рядом с собором архиерейский дом остался в ведении Курского областного краеведческого музея. Новые хозяева, несмотря на требования инспекции по охране памятников архитектуры, не уделяли должного внимания состоянию собора; а в 1948 г. вообще отказались от него. Курский Облисполкомом передал полуразрушенное здание Управлению по делам кинофикации для устройства в нем кинотеатра.
Реконструкция длилась восемь лет. В основной части собора появился фальшивый купол, опирающийся на двенадцать железобетонных колонн; по окружности устроили две массивные полукруглые лестницы на второй этаж. Кинотеатр сделали двухзальным: «Красный зал» размещался в трапезной на первом этаже, «Зеленый зал» — на втором этаже. В главном четверике было фойе; в алтаре оборудовали эстраду. На стены водрузили картины с изображениями партсъездов, крейсера «Авроры» и трудовых свершений. В общем, такой «советский шик» с колоннами и лепниной.
В 1956 г. восстановленный в соответствии с проектом архитекторов С. И. Федорова и Л.А. Литошенко кинотеатр «Октябрь» принял первых зрителей.