Новгород

Десятинный (Десятин) монастырь
в Новгороде

с. 83 - 84

Вот обошел Сибиряк все тридцать церквей и два монастыря: Десятин и Антония Римлянина.

Десятинный монастырь – недействующий, в прошлом женский второклассный монастырь Русской Православной Церкви в Великом Новгороде. Расположен в Людином конце, к югу от Прусской улицы. Примыкает к линии вала Окольного города.

До сих пор нет единого мнения, почему монастырь называется именно так. Хотя известно, что первый каменный храм, построенный в Киеве почти сразу после крещения Руси, назывался Десятинная церковь. Возможно, название монастыря связано с тем, что он был построен на княжеской земле – «десятине».

Первое упоминание о монастыре в новгородской летописи относится к 1327 г.: «постави церковь святой Богородицы Рождество Архиепископ Моисей в Десятине». В 1397 г. новгородский посадник Исак Онкифов возводит новый храм Рождества Богородицы. В 1413 г. Иван Морозов возводит в монастыре еще одну каменную церковь Иоанна Предтечи. Постепенно возникают другие постройки: каменные кельи-стены, часовня, трапезная, квасовня. В 1809 г. строится каменная колокольня, венчающая собой весь монастырский комплекс. В 1903 г. она была полностью перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней. После 1820 г. в монастыре была также построена кладбищенская церковь Всех Святых.

С Десятинным монастырем связана самая известная новгородская легенда. Существует предположение, что он был основан в первой половине XIII века княгиней Феодосией Мстиславовной, в монашестве – Евфросиньей, матерью Александра Невского, в честь «чудесного избавления от нашествия суздальцев в 1170 году».

«С большим войском они пришли к городу … Новгородцы, увидев большое число осаждавших, упали духом, силы их истощались, сильно скорбели и смущались они, ниоткуда не ожидая помощи, – только у Бога просили милости и надеялись на молитвы святого архиерея».

Согласно легенде, архиепископ Иоанн во время молитвы услышал голос «Иди в церковь Господа Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми образ Пречистой Богородицы и вынеси его на городские стены против врагов; тотчас тогда увидишь спасение городу». Так он и поступил – вынес икону Божьей Матери «Знамение» на городскую стену напротив Десятинного монастыря.

Одна из суздальских стрел угодила в образ Богородицы, от чего из Ее глаз потекли слезы. «На неприятелей напал страх, тьма покрыла их – и они начали убивать друг друга». Новгородская дружина довела дело конца.

Эпизод нашествия суздальцев – самый излюбленный в новгородском эпосе, а икона Божьей Матери «Знамение» – наиболее почитаема в среде верующих. Сейчас она находится в Софийском Соборе. Доступ к ней открыт.

Монастырь пострадал в годы шведской оккупации Новгорода 1611-1617 гг., после которой в нем осталась только Рождественская церковь.

В 1809 г. в монастыре была похоронена Параша Сибирячка (Прасковья Луполова).

Прасковья

С 1918 г. в монастыре расположилось Новгородское ГубЧК и Новгородский отдел ОГПУ. Подвал Рождественского собора был приспособлен под камеры для арестованных, настоятельский корпус – под клуб чекистов. В 1929 г. была снесена кладбищенская церковь Всех Святых и уничтожено монастырское кладбище.

Собор Рождества Богородицы (1397 г.) получил серьезные повреждения во время Великой Отечественной войны, однако сохранил купол и местами разрушенные стены. В середине 1950 гг. он был снесен и разобран на кирпич.

Реставрация монастыря проводилась в 1970-1980-е гг.

Монастырь сохранился фрагментарно. Кроме монастырской колокольни, сохранились корпуса монастырских помещений и руины храма Рождества Богородицы.

В настоящее время в монастыре размещаются: Новгородская региональная организация Союза художников России; Мастерские Новгородского отделения Союза художников России; В сестринском корпусе Десятинного монастыря находится Государственный музей художественной культуры Новгородской земли, созданный в 2002 г.

Подвиг дочерней любви. Прасковья Луполова:

Прасковья Григорьевна Луполова (ок. 1784, Елисаветград – 4 декабря 1809, Новгород Великий), дочь ишимского ссыльного, прототип ряда художественных произведений западноевропейских и русских писателей XIX века. Вошла в историю мировой культуры под именами Елизаветы и Параши Сибирячки.

Детские годы прошли в деревне Жиляковке (предместье Ишима), где отбывал ссылку ее отец, отставной прапорщик, лишенный чинов и дворянства и сосланный в Сибирь на поселение в 1798 г. по уголовному делу (обвинение в укрывательстве воров и ворованных лошадей). Семья из трех человек выживала за счет убогого хозяйства. Желая помочь родителям, Прасковья нанималась на любую тяжелую деревенскую работу, получая вместо денег хлеб. В уповании на Бога и надежде на милосердие царя Александра I, Луполова приняла решение отправиться пешком из Ишима в Петербург просить помилования отцу. 8 сентября 1803 г. с одним рублем, образом Божией Матери и родительским благословением она отправилась в долгий и опасный путь. Путешествие Прасковьи длилось почти год. От Ишима до Камышлова она шла пешком, кормилась подаянием, множество раз оказывалась на краю гибели, но не теряла веры в высшую справедливость и милосердие людей. От Камышлова до Екатеринбурга ехала на подводах. В Екатеринбурге была принята в доме Т. Д. Метлиной, обучившей Прасковью грамоте.

Весной Луполова плыла водою на барках до Вятки, шла пешком до Казани, останавливалась на месяц в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода, провела две недели в Москве.

5 августа 1804 г. достигла Санкт-Петербурга, где в ее судьбе приняли участие Дарья Александровна Трубецкая, Авдотья Ивановна Голицына, Татьяна Васильевна Юсупова. Луполова была представлена императрице Марии Федоровне, матери Александра I, и супруге царя – Елизавете Алексеевне.

По приказу царя дело отца Луполовой рассматривал сенатор Осип Петрович Козодавлев – глава комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. Отец Прасковьи был прощен, и родители вернулись в европейскую Россию.

Луполова стала известной, о ней писали в отечественных и зарубежных газетах и журналах. В 1806 г. после паломничества в Киев Луполова покинула Петербург и стала насельницей нижегородского Крестовоздвиженского монастыря, здесь ее в последний раз навестили отец и мать.

В 1809 г. из-за расстроенного здоровья (чахотка) Луполова перебралась в Десятинный монастырь Новгорода, где умерла 4 декабря незадолго до принятия пострига. Похоронена у стен Рождественского собора, по другой версии – в его подцерковьи.

След в культуре

Нравственный подвиг Луполовой получил широкое освещение в литературе и искусстве не только России, но и европейских стран. Французская писательница Мари-Софи Коттен сделала ее героиней своего романа «Елизавета Л., или Ссыльные в Сибири» (1806 г., первое издание на русском языке – 1807 г.), а итальянский композитор Гаэтано Доницетти создал романтическую оперу «Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири» (премьера: Неаполь, театр Нуово, 13 мая 1827 г.).

К истории Луполовой обращался также француз Ксавье де Местр. Его повесть «Юная сибирячка» (1815) переводилась и публиковалась на русском языке под названиями «Молодая сибирячка» (1840), «Параша Лупалова» (1845). Не исключено воздействие произведения К. де Местра на «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина (сходство нравственных коллизий, темы дочерней преданности и милосердия власть имущих).

Во 2-й половине XIX века появился анонимный роман «Параша Сибирячка» (из времен Екатерины Великой), где факты биографии Луполовой соединялись с историей Маши Мироновой. Образ Луполовой получил воплощение на сцене русского театра, в пьесе Н. А. Полевого «Параша-Сибирячка» (премьера – Александринский театр, 17 января 1840 г., в главных ролях – В. Н. Асенкова и В. А. К

С 20-х гг. XX века с утратой православных святынь имя Параши Сибирячки оказалось надолго вычеркнутым из истории России, а его возвращение совпало с началом нового века и значительными духовно-нравственными переменами в стране.

В 2004 г. в Ишиме установлен памятник Луполовой работы курского скульптора В. М. Клыкова с надписью на постамент

В 2004 г. в Ишиме установлен памятник Луполовой работы курского скульптора В. М. Клыкова с надписью на постаментсии, а его возвращение совпало с началом нового века и значительными духовно-нравственными переменами в стране.

В 2004 г. в Ишиме установлен памятник Луполовой работы курского скульптора В. М. Клыкова с надписью на постаменте: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви».

В 2008 г. на петербургской студии документальных фильмов «Кинор» снят фильм «Параша Сибирячка», кинорежиссер – К. В. Артюхов, автор сценария – Т. П. Савченкова.