нисовича» не смог отказать. В свою очередь, режиссер отнесся к тек-
сту очень бережно: в опере не было ни одного слова, не принадлежа-
щего Солженицыну...
В либретто представлен один день жизни заключенного ГУЛА-
Га, похожий на тысячи подобных дней: мелкие подробности лагер-
ного быта, воспоминания, выполнение ежедневной работы – вот все,
что спасает Ивана Шухова от бесцельного прозябания. Место дейст-
вия – один из множества сталинских лагерей, ставший метафорой,
«обушком, на котором черт молотит колосья судеб, а Бог испытыва-
ет каждую душу». Художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт создал
на сцене мрачный мир, огороженный от зрителя колючей проволо-
кой.
Премьера, состоявшаяся весной 2009 года в рамках международ-
ного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж»,
вызвала широкий резонанс не только среди музыкантов, но и в кру-
гах литераторов и правозащитников.
Постановка оперы А. Чайковского на пермской сцене привлекла
внимание, и это был редкий случай, когда оценки критиков были
единодушными. Все отметили успех композитора: адекватное вопло-
щение подлинного текста повести, точнейшим образом выстроенную
музыкальную драматургию, великолепную оркестровку и удивитель-
ное единство стиля, сотканного из трудно сочетаемых элементов –
от барочной чаконы до «деревенских» тембров домры и баяна; от
старинных духовных песнопений – до интонационных перекличек с
Шостаковичем и Малером; от цитаты из прокофьевского «Ивана
Грозного» – до мотивов из массового «музыкального словаря» 1930-
40-х.
Была отмечена редкостная гармония всех составляющих поста-
новки: режиссуры, сценографии, работы художника по свету (Сергей
Мартынов); прекрасной работы хора, который Н. Д. Солженицына
назвала «потрясающим» (хормейстер Владимир Никитенков), и со-
листов, прежде всего, Павла Брагина (Иван Денисович Шухов) и
Татьяны Полуэктовой (жена Шухова). «…Все компоненты спектакля
срослись, гармонизировали и дополняли друг друга: зрелище выхо-
дило цельное, монолитное и органичное… Новый спектакль – пожа-
луй, лучшая работа Пермского театра за последнее десятилетие. Точ-
ный и мощный культурный ход, выдвинувший театр на авансцену
общественного внимания» (Г. Садых-заде, «Невское время»).
Спектакль получил 7 номинаций Национальной театральной
премии «Золотая маска». По итогам голосования лауреатом стал му-
зыкальный руководитель проекта, дирижер Валерий Платонов.
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=fzbo2BDEBSE