Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  470 / 502 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 470 / 502 Next Page
Page Background

нисовича» не смог отказать. В свою очередь, режиссер отнесся к тек-

сту очень бережно: в опере не было ни одного слова, не принадлежа-

щего Солженицыну...

В либретто представлен один день жизни заключенного ГУЛА-

Га, похожий на тысячи подобных дней: мелкие подробности лагер-

ного быта, воспоминания, выполнение ежедневной работы – вот все,

что спасает Ивана Шухова от бесцельного прозябания. Место дейст-

вия – один из множества сталинских лагерей, ставший метафорой,

«обушком, на котором черт молотит колосья судеб, а Бог испытыва-

ет каждую душу». Художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт создал

на сцене мрачный мир, огороженный от зрителя колючей проволо-

кой.

Премьера, состоявшаяся весной 2009 года в рамках международ-

ного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж»,

вызвала широкий резонанс не только среди музыкантов, но и в кру-

гах литераторов и правозащитников.

Постановка оперы А. Чайковского на пермской сцене привлекла

внимание, и это был редкий случай, когда оценки критиков были

единодушными. Все отметили успех композитора: адекватное вопло-

щение подлинного текста повести, точнейшим образом выстроенную

музыкальную драматургию, великолепную оркестровку и удивитель-

ное единство стиля, сотканного из трудно сочетаемых элементов –

от барочной чаконы до «деревенских» тембров домры и баяна; от

старинных духовных песнопений – до интонационных перекличек с

Шостаковичем и Малером; от цитаты из прокофьевского «Ивана

Грозного» – до мотивов из массового «музыкального словаря» 1930-

40-х.

Была отмечена редкостная гармония всех составляющих поста-

новки: режиссуры, сценографии, работы художника по свету (Сергей

Мартынов); прекрасной работы хора, который Н. Д. Солженицына

назвала «потрясающим» (хормейстер Владимир Никитенков), и со-

листов, прежде всего, Павла Брагина (Иван Денисович Шухов) и

Татьяны Полуэктовой (жена Шухова). «…Все компоненты спектакля

срослись, гармонизировали и дополняли друг друга: зрелище выхо-

дило цельное, монолитное и органичное… Новый спектакль – пожа-

луй, лучшая работа Пермского театра за последнее десятилетие. Точ-

ный и мощный культурный ход, выдвинувший театр на авансцену

общественного внимания» (Г. Садых-заде, «Невское время»).

Спектакль получил 7 номинаций Национальной театральной

премии «Золотая маска». По итогам голосования лауреатом стал му-

зыкальный руководитель проекта, дирижер Валерий Платонов.

Видео:

https://www.youtube.com/watch?v=fzbo2BDEBSE