ры. По указанию Сталина институт работает над сверхнадежным
«аппаратом секретной телефонии». Работа не ладится и практически
находится на грани срыва. Одновременно институт исследует воз-
можности распознавания и идентификации человеческого голоса и
получает задание выявить человека, звонившего в посольство.
Здесь мужчинам, оторванным от женщин, от семей, от мира,
мыслящим, талантливым, остается для души только поле свободной
философской беседы, игр разума и умозрительного поиска истины в
споре мировоззрений. События развиваются вокруг столкновения
убеждений двух героев – заключенных Нержина и Рубина. Их судь-
бы событийно схожи. Рубин, пройдя и войну, и советский концла-
герь, остался коммунистом, трагедия собственной судьбы не сломи-
ла его веры в будущее торжество и гениальность коммунистической
идеи, ради ее высоты он отметает несчастье своей жизни как ни-
чтожное, несравнимое. Нержин тоже воевал, был арестован, прошел
тюрьму и лагерь. Он увлекается историей, пишет «Этюды русской
революции». Он – наоборот – пережил внутренний слом и крушение
догм коммунистических убеждений и пришел к осознанию исходной
порочности советской системы. Основа мироздания для него – спра-
ведливость, прогресс – готовность делиться, а прогресс в техниче-
ском развитии (бомба) – несчастье. Прототип Нержина – сам Алек-
сандр Исаевич, переживший в тюрьме подобное переосмысление.
«Волкодав прав, людоед – нет» – говорит дворник Спиридон, олице-
творяющий народную мудрость. Противодействие оправдано, но в
границах, и пока оно само не становится злом. «Не результат важен?
А дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой».
Это позиция Нержина,
и позиция автора.
Спектакль Юрия Лю-
бимова созвучен этому
образу. Он поставлен
точно и торжественно,
метафоры строгие и
наступающие, они на-
рочито определенны:
круг декорации входит
непосредственно в зал,
и действие разворачи-