~
23
~
может
быть
ни
буржуазной
,
ни
пролетарской
,
ею
руководят
не
интересы
классов
,
не
интересы
людей
,
а
интересы
государства
и
нации
,
как
великого
целого
»[1,
с
.155].
Целостность
совсем
не
обозначает
механическую
совокупность
народа
,
среднестатистическую
направленность
на
те
,
или
иные
ценности
.
В
данном
случае
отечество
понимается
в
метафизическом
смысле
,
как
предвечный
замысел
о
народе
,
его
духовные
основания
,
трансцендентные
устремления
.
Далее
Николай
Александрович
Бердяев
пишет
:
«
Но
выше
корыстного
блага
людского
должна
быть
поставлена
правда
духовной жизни
,
без
которой
нет
человека
,
нет
в
нем
образа
Божьего
,
нет
народа
с
великой
исторической
судьбой
» [1,
с
.161].
Для
нас
наиболее
актуальными
являются
рассуждения
мыслителя
о
приоритете
духовных
ценностей
в
народной
судьбе
.
Вне
духовной
составляющей
бессмысленными
в метафизическом
,
высшем
плане
становятся
любые
коллективные ценности и цели
.
Обращаясь
к
понятиям
патриотизма
и
коллективизма
,
необходимо
их
сопоставить
,
выяснить
сходство
и
различие
.
Коллективизм
-
главенство
некоего
коллектива
или
группы
,
например
,
общества
,
государства
,
нации
или
класса
,
над
человеческой
личностью
…
суть
коллективизма
можно
передать
принципом
: «
Все
в
коллективе
,
все
благодаря
коллективу
,
ничего
против
коллектива
» [2].
В
понятии
патриотизма
также
важно
понимание
сопричастности
коллективному
целому
,
также
есть
идея
,
возвышающаяся
над
индивидуальностью
.
Но
,
не
всякое
коллективное
дело
есть
проявление
патриотизма
.
Совместные
действия
иного
коллектива
могут
быть
направлены
против
отечества
,
народа
.
Само
по
себе
доминирование
общего
интереса
над
личным
еще
не
является
гарантом
правильного
пути
.
Таким
образом
,
патриотизм предполагает
,
как и
коллективизм
,
приоритет
общего интереса над
частным
.
Но
не
всякий
коллективизм
есть
проявление
патриотизма
.
Только
те
коллективные
действия
,
которые
базируются
на
духовных
основаниях
,
пронизанных
любовью
к
отечеству
,
есть
проявление
патриотизма
.
Николай
Александрович
Бердяев
пишет
: «
Дело
идет
о
судьбе
великого
народа
,
и
не
только
о
внешней
,
политической
и
социальной
его
судьбе
,
но
и
о
судьбе
внутренней
,
о
душе
народа
,
которая может
быть
загублена
во
имя
призрачных
благ
» [1,
С
. 155].
Современный
патриотизм
–
это
не
любое
коллективное
дело
,
а
только
то
,
в
котором
проявляется
верность
духовным
ценностям
отечества
.
В
настоящее
время
быть
патриотом
-
это
значит
честно
трудиться
,
достигать
реальных
результатов
на
своем
месте
,
на
своем
поприще
для
осуществления
устойчивого развития России
.