~
36
~
Как
орел
,
под облаком парил
,
Растекался мыслию по древу
.
(
пер
.
Н
.
Заболоцкого
)
Это
произведение
остается
актуальным
по
сей
день
по
многим
причинам
:
здесь
собраны
не
только
исторические факты
,
но и метафорические
описания
природы
,
характеры
людей
того
времени
,
неповторимые
образы
русских
женщин
.
Для
нас
наиболее
важным
является
изображение
эпохи
в
данном произведении
.
Фон
произведения
,
место
действия
,
поступки
героев
являются
важными
составляющими
для
создания
целостной
картины
.
Эпитеты
яркие
,
выразительные
,
сочные
,
характерны
как
для
русского
народного
творчества
,
так и для
великой поэмы
:
синее море
,
кровавые раны
,
острые мечи
.
В
силу
того
,
что
лишь
два
столетия
назад
славяне
отказались
от
язычества
,
они
не
избавились
от
страхов
перед
божественным
началом
.
Как
в
живописи
художников
Классицизма
и
эпохи
Возрождения
,
в
«
Слове
о
полку
Игореве
»
пейзаж
является
таинственной
,
аллегоричной
мозаикой
,
толкование
которой
довольно
сложное
,
особенно
для
современного
человека
,
но
,
безусловно
,
полезное
для
целостного
восприятия
чувств
,
настроения
героев
произведения
.
Мы
используем
это
сравнение
,
чтобы
подчеркнуть
,
что
автор
«
Слова
…»
часто
употребляет
слово
«
земля
»
как
показатель
абсолютно
плоской
поверхности
,
абсолютно
«
гладкого
»
времени
,
то
есть
поверхности
,
на
которой может происходить
абсолютно
все
.
В
первой
части
автор
часто
использует
слова
-
знамения
для
изображения
всего
похода
Игоря
. «
Солнце
»
в
произведение
выступает
символом
не
только
света
,
но
и
славы
.
Оно
прячется
,
закрывается
луной
,
погружая
всё
во
тьму
.
Вот и получается
,
что желание
личной
славы
«
заступает
ему
знамение
».
Однако
даже
странная
аномалия
не
вызывает
поводов
задуматься
,
Игорь не останавливает
свое
войско
.
Только
в
первой
части
«
Слова
»
имеются
отдельные
книжные
выражения
: «
скача
,
славию
,
по
мыслену
древу
», «
растекашется
мыслию
по
дереву
»,
но
в
последующих
он
забывается
.
Автор
предается
эмоциональному
пересказу исторического
события и
пытается подобрать
эпитеты
для
большей
экспрессии
,
но
в
то
же
время
стремится
запечатлеть
скоротечные
мгновения
жизни
.
Каждое
слово
носило
в
тот
период
несколько
иное
значение
.
Известный
литературовед
А
.
С
.
Демин
в
своих
исследованиях
отмечал
,
что
под
серебряными
предметами
понималась
дружественность
,
под
ветром
–
силы
,
толкающие предметы
,
а
лебеди
–
постоянно
страдающие
существа
.
Но
в
данном
произведении
любые
птицы
,
будь
то
лебеди
или
кукушка
,
которой