~
33
~
Фаворским
,
Ильей
Глазуновым
и
другими
.
В
своих
картинах
они
искусно
отражали
лучшие нравственные
качества русского народа
.
Известно
,
что
некоторые
периоды
жизни
Виктора
Михайловича
Васнецова
были
непосредственно
связаны
со
«
Словом
…»
Его
окружали
творческие
личности
,
хорошо
знавшие
древнерусскую
письменность
и
высоко
ценившие
её
.
Он
был
знаком
с
И
.
Т
.
Савенковым
,
входившим
вместе
с
В
.
М
.
Васнецовым
в
кружок
учеников Академии
художеств
и
с М
.
В
.
Праховым
,
который посвятил
«
Слову о полку Игореве
»
свою
научную
работу
.
В
то
время
мотивы
этого
произведения
часто
встречаются
в
иллюстрациях М
.
А
.
Зичи
,
на
суд
публики
выставляется
картина
В
.
Г
.
Перова
«
Плач
Ярославны
».
Сам
Виктор
Михайлович
уже
стал
воспринимать
историческую
живопись
как
исторический
сюжет
,
который
«
затрагивает
настоящее
с
прошедшим
по
сродству
идей
».
Одна
из
известнейших
его
работ
- «
После
побоища
Игоря
Святославича
с
половцами
»
рассказывает
нам
о
храбрости
русского
народа
.
Картина
выполнена
в
достаточно
спокойных
тонах
:
в ней нет
резкости
,
черные
цвета
заменены
темно
-
серым
или
коричневым
.
Светлый
юноша
сразу
же
привлекает
внимание
.
Его
безжизненное
тело
лежит
вместе
с
другими
воинами
на
поле
после
битвы
с
половцами
.
Всё
окутано
глубокой
печалью
о
погибших
,
ведь
это
поражение
русских
богатырей
.
Но
в
то
же
время
эта
картина
-
гимн павшим
защитникам родины
.
Дмитрий
Спиридонович
Бисти
,
иллюстрировавший
«
Слово
о
полку
Игореве
»,
считал
это
произведение
первым
и
ярчайшим
шедевром
русской
литературы
и
отмечал
его
художественные
особенности
.
Например
,
в
произведении
четко
выявлен
взгляд
народа
Древней
Руси
на
события
,
непосредственно
связанные
с
природными
явлениями
.
Кроме
того
,
панорамное
зрение
автора
даёт
возможность
охватить
местность
,
время
,
действия
людей
.
Еще
одно
известное
произведение
искусства
,
которое
испытало
на
себе
влияние
«
Слова
…», -
это
картина Николая
Рериха
«
Поход
князя Игоря
».
Она
представляет
собой
резкий
цветовой
контраст
:
светлый
,
желтый
закат
сталкивается
с
затмением
,
предвещающим
тяжелое
время
для
воинов
.
Этот
ядовитый
цвет
перетекает
в
синеву
неба
.
А
по
земле
передвигаются
облаченные
в
боевое
снаряжение
ратники
.
Картина
Николая
Рериха
–
это
вовсе
не
иллюстрация
.
В
ней
он
выражает
величие
воинской
доблести
русского
народа
и
скорбь
о
неизбежных
страданиях
.
Глядя
на
картину
,
мы
невольно
чувствуем
тревогу
и
разделяем
всеобщие
мрачные
думы
о
предстоящем
.
Справа
виднеются
маленькие
силуэты
женщин
,
прощающихся
со
своими
мужьями
.
Хотя
на
передний
план
картины
выдвигается