~
34
~
фаталистичность
идеи
войны
и
людских
потерь
,
в
ней
также
ощущается
предчувствие победы
,
которое передается
в
твердой поступи
ратников
.
И
современные
художники
нередко
обращаются
к
«
Слову
о
полку
Игореве
».
Например
,
Борис
Ольшанский
нарисовал
несколько
картин
на
сюжет поэмы
.
Несмотря на
то
,
что
его
работы подчас
критикуют
за
схожесть
с
манерой
живописи
Нестерова
и
Васильева
,
произведения
этого
художника
отличаются
оригинальной
подачей
света
.
Например
,
на
одноименной
картине
«
Слово
о
полку
Игореве
»
в
центре
изображён
главный
герой
поэмы
с
хоругвью
в
одной
руке
и
мечом
-
в
другой
.
Блики
солнца
,
отражаются
на
щитах
воинов
,
и
даже
сами
лучи
солнца
(
этот
символ
проходит
сквозь
все
произведение
)
освещают
дорогу
князю
.
Справа
расположился
его
соратник
,
который
помогает
своему
товарищу
подняться
и
внимательно
наблюдает
за
движением
противника
: «
Нападет
ли
он
внезапно
?
Успею
ли
я
защитить
их
?».
Сам
Борис
Ольшанский
захотел
посвятить
своё
творчество
историческому
жанру
. «
Русские
легенды
,
былины
,
сказы
–
какой
грандиозный
и
красочный
простор
воображению и фантазии художника
!».
Не
обошли
своим
вниманием
«
Слово
о
полку Игореве
»
и
композиторы
.
Пожалуй
,
самое
известное
воплощение
памятника
русской
литературы
в
музыке
–
это
опера Александра Порфирьевича
Бородина
«
Князь Игорь
».
Она
представляет
собой
музыкальное
произведение
в
четырёх
действиях
,
в
которых
звучат
мелодии
,
насыщенные широтой
человеческого
духа
,
слышны
мысли
князя
,
как
писал
Владимир
Васильевич
Стасов
, «
Игоревы
раздумья
».
Увертюра
является
зачином
,
она
подготавливает
наше
восприятие
,
настраивает
на
эпический
лад
,
рисует
образ
главного
персонажа
,
образы
половцев и
картину
сражения
.
Интересно
,
что
сюжет
для
оперы
предложил
Бородину
Владимир
Стасов
и
сам
же
написал
первый
вариант
либретто
.
Поэма
была
буквально
пронизана
идеей
патриотизма
,
наполнена
горячей
любовью
к
родине
и
острой
болью
от
вражеских
поражений
.
Это
и
вдохновило
композитора
на
создание
оперы
.
На
протяжении
всей
оперы
ощущается
величественность
изображаемых
событий
.
Даже
в
самом
прологе
стоит
обозначение
«Andantemaestoso»
(
медленно
и
величественно
).
Композитор
Бориса
Асафьев
в
этой
связи
отмечал
: «
Остается
досказать
совсем
немного
:
что
для
оценки
великолепного
мелодического
содержания
«
Игоря
»
слов
нет
.
Тут
хочется
только
слушать
,
слушать и
слушать и находить
везде новую
свежесть
,
новые
красоты
».
Таким
образом
, «
Слово
о
полку Игореве
»
сыграло
выдающуюся
роль
в
развитии русской
литературы и искусства
.