Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  204 / 236 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 204 / 236 Next Page
Page Background

20

Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-

информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой

библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте.

Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать

новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным

информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его

нахождения.

2.9. Современная библиотека призвана осуществлять следующие основные формы

обслуживания:

-стационарная форма обслуживания (все виды услуг библиотеки, оказываемых

пользователю в стенах библиотеки);

-внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов и

оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы);

-дистанционное обслуживание (обслуживание пользователя в удаленном доступе на

основе информационно-коммуникационных технологий).

При отсутствии специализированных детских библиотек обслуживание детей организуется

в отделах публичной библиотеке.

2.10. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем

или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых

групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по

слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц

преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и

специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы

обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме

удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

2.11. Незрячим и слабовидящим пользователям обеспечивается доступ к электронным

информационным ресурсам посредством компьютерных технологий, технических и

программных средств, а именно: аппаратного и программного обеспечения,

адаптированного для пользователей с полной или частичной потерей зрения (сканер,

программа экранного доступа, синтезатор речи, устройства речевого выхода для

самостоятельного чтения текстов с экрана монитора, конверторы).

При наличии мест компактного проживания инвалидов по зрению желательно иметь

кафедру обслуживания или специализированный отдел, где собраны книги специальных

форматов для слепых.

2.12. Особое значение имеет организация библиотечного обслуживания жителей удалённых

территорий или тех категорий граждан, которые не могут воспользоваться стационарной

библиотекой по характеру своей трудовой деятельности или условиям быта. В этих случаях

библиотека использует мобильные средства (библиобус).

Библиобус должен быть оснащен постоянно обновляемым книжным фондом, правовыми и

другими специализированными базами данных, современным оборудованием, выходом в

Интернет.

2.13. Перспективной формой организации библиотечного обслуживания является такая, при

которой, получая документ в одной библиотеке, пользователь имеет возможность вернуть

его в любую другую библиотеку, либо заказать доставку документа из другой библиотеки в

ту, которой он пользуется, на основе единого читательского билета.

Эта форма библиотечного обслуживания предполагает высокий уровень кооперации

библиотек на современной технологической основе: объединения на едином

информационном портале электронных ресурсов библиотек-участниц, а также организации

непосредственной доставки документов из библиотеки в библиотеку с выдачей документов