Он идет шаг за шагом – и 26 сентября достигает Казани... Сибиряк достигает священного места, где за три столетия, Иоанн IV, покорив достояние князей Болгарских, собственными руками водружает Крест...
В 1552 г. русское войско, возглавляемое царем Иоанном IV (Грозным), взяло Казань и завоевало Казанское ханство. Прекратились постоянные набеги татарских отрядов на русские земли, проходившие с конца XV века. К середине XVI века, крымские, ногайские, астраханские и казанские татары стали послушными орудиями в руках оттоманской империи, проповедовавшей фанатичную разновидность ислама (сходную с современным ваххабизмом), в отличие от ислама Золотой Орды. Вот почему в этих условиях противостояние Москвы и окрестных мусульман, занявших протурецкие позиции, все более приобретало характер религиозной войны, а Иоанн Грозный свой третий поход на Казань спланировал и осуществил, как миссионерский поход с целью уничтожения гнезда пантюркизма и крещения пребывающих в язычестве соседних народов.
Перед началом похода на Казань царь молится в храме Успения Богородицы, припадает к иконе Пречистой, которая была на Дону с великим благоверным князем Димитрием Иоанновичем (Донским), молится со слезами и благословляется у владыки Феодосия.
Пошел царь Иоанн и во Владимир, где горячо молился в соборном храме над ракой с мощами своего предка – святого благоверного князя Александра Невского, прося помощи в начатом походе.
Прибыв в Муром 13 июля, государь помолился над мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии и получил благословение от митрополита Макария письмом из Москвы.
20 июля после молебна в храме Рождества Пресвятой Богородицы началась переправа через Оку на Саконский лес и далее – на Алатырь (приток реки Суры), а 13 августа Иоанн прибыл в Свияжск, где его ожидали войска, отправленные на судах вместе с пушками и военными снарядами. Именно оттуда царь обратился к жителям Казани с предложением добровольно покориться, а также поручил хану Шигалею написать подобную грамоту. Из Казани пришел ответ хана Едигера с вызовом «на брань», и избежать штурма и кровопролития оказалось невозможно.
16 августа войска наши стали переправляться у Свияжска через Волгу на левый берег, а 23 числа русские полки стали занимать назначенные им места и окружили город для осады и штурма Казани. Решительный приступ был назначен на 2 октября. Царь Иоанн еще раз послал казанцам предложение сдаться, чтобы избежать бессмысленного кровопролития, но казанская знать единодушно отказалась.
В русских полках было велено всем воинам перед началом битвы исповедаться и причаститься. Сам царь Иоанн провел часть ночи со своим духовником, рано утром молился за обедней, принял от него благословение и поспешил на битву. В результате приступа Казань была взята русскими полками...
Узнав, что город – окончательно в наших руках, государь приказал священнику служить молебен и собственноручно водрузил крест на том месте, где стояло царское знамя во время взятия города.
4 октября Иоанн повторно посетил Казань, лично выбрал место для сооружения соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и собственноручно заложил его; после чего обошел крестным ходом городские стены и приказал освятить город.
С побежденными он обошелся милостиво. Простил взятого в плен Ядигера, жителям казанского края гарантировал мир и безопасность, назначил платить такие же налоги, какие они платили хану.
Кстати, именно с этого времени пошло выражение «сирота казанская». Многие местные дети потеряли родителей, и их отдавали в русские семьи. Царь повелел, чтобы о них заботились, как о собственных детях, для этого опекунам назначалось пособие от казны.
11 октября государь отбыл с войском в обратный путь. Но перед тем, как въехать в Москву, Иоанн Грозный заехал в Троице-Сергиеву Лавру, где молился в храме Живоначальной Троицы у раки святого преподобного Сергия.
Чтобы увековечить память о взятии Казани, государь приказал приступить к сооружению рядом с Кремлем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
А для просвещения Христовым учением жителей покоренной земли, через несколько лет была образована Казанская епархия, первым епископом которой был назначен Гурий.
В 1550-х гг. духовником царя Иоанна, протопопом Благовещенского собора Кремля Андреем (в будущем московским митрополитом Афанасием) по повелению государя, в память о взятии Казани, была написана икона «Благословенно воинство Небесного Царя», которая особенно ярко показывает духовный смысл земного существования Руси – превращение Русского государства в Святую Русь.
Сибиряк достигает священного места, где за три столетия, Иоанн IV, покорив достояние князей Болгарских, собственными руками водружает Крест, и повелевает создать два храма Господних, в память этого события.