И так ... посещает он монастырь Кизический, не подалеку от Казани, построенный Патриархом Адрианом – и приносит благодарение Царю Царей.
Кизический Введенский монастырь (Свято-Введенский мужской монастырь) – православный мужской монастырь в г. Казани, основанный 1687-1691 гг. митрополитом Казанским Адрианом, впоследствии (1690) – Патриархом всея Руси. От него происходит название Кизической слободы и дамбы через реку Казанку. Местные празднества в монастыре совершались 29 апреля (12 мая по новому стилю) в день памяти девяти мучеников Кизических и 25 июня (8 июля) в день встречи Смоленской Седмиозерной иконы Божией Матери.
Название монастырь получил от малоазиатского города Кизик, в котором жили и приняли мученическую смерть от гонителей раннего Христианства девять святых.
Среди святынь, почитавшихся в монастыре до революции – чудотворная икона свв. девяти Кизических мучеников: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Фавмасия, Феодота и Филимона с девятью частицами их св. мощей, привезенных в Россию при Царе Михаиле Феодоровиче и присланных в Казань патриархом Адрианом; Кизический образ Божией Матери, написанный на полотне и наклеенный на доску древнего высокохудожественного письма.
Также почиталась Виленская икона Божией Матери в «серебряной ризе с жемчугами и аметистами» находившаяся, по описанию владыки Никанора, в местном ряду иконостаса, атласный антиминс, присланный патриархом Адрианом, два напрестольных креста-реликвария (полые кресты, с размещенными в них мощами святых угодников Божиих) с частицами св. мощей и частью древа Креста Господня, привезенных первым настоятелем монастыря «протоктитором Казанской Кизической лавры» Стефаном Сахаровым из Палестины, один из этих крестов – от 1690 г.
... В начале XVII века Казань постепенно обретает славу торгового центра. Активный товарообмен с европейскими и восточными странами неоднократно приводил к распространению инфекционных заболеваний. Самым страшным из них была чума, или, как называли ее в прошлом, «трясавичная болезнь». Летом 1654 г. чума появилась в Казани. Летопись утверждает, что первыми заболели персидские купцы, торговавшие коврами.
Чума распространялась с молниеносной быстротой. Горожане в панике бежали в леса, за Волгу, но повсюду их настигала болезнь. Люди в поисках спасения с мольбами обращались к колдунам. Как-то по совету последних стали резать коз и мясо раздавать всем встречным – в надежде умилостивить злые силы. Именно в память об этом жертвоприношении слободу, где оно и свершилось, назвали Козьей. Однако рекомендации чародеев оказались бесполезными.
Тогда православные священнослужители предложили доставить в город из Седмиозерской пустыни, что далеко за Сухой рекой, Смоленскую икону Божией Матери, которую привезли незадолго до этого из Великого Устюга. Икону считали чудотворной, способной исцелять от болезней.
Встреча святыни состоялась в двух километрах от Казани – тогда еще в глухом Заречье, в сосновой роще, остатки которой сегодня окружают Дворец культуры химиков. На этом месте наскоро соорудили деревянную часовню, в которой и поместили икону. День и ночь люди обращались к Владычице с мольбой о защите себя и близких. И чудо свершилось! В первый день молитв, 28 июня (по н.ст. 9 июля, ставшее престольной датой иконы), ни один житель города не заболел, а через некоторое время заразу удалось искоренить.
Прошло 30 лет, и в 1687 г. чума вернулась в казанский край. Бедствие это продолжалось около года, пока казанский митрополит Адриан снова не обратился за помощью к святым мученикам из Кизика и не призвал Смоленскую икону Божией Матери из Седмиозерской пустыни. И это снова возымело действие!
Благодарные жители города стали собирать средства на памятный храм взамен скромной часовни. В 1691 г. он был сооружен, а в 1701 г. освящен Адрианом, ставшим к тому времени патриархом Русской Православной Церкви. Накануне он прислал в монастырь на вечное хранение древнюю икону, инкрустированную частицами мощей святых мучеников из Кизика.
С 1873 г. монастырь стал резиденцией епископов Чебоксарских, вторых викарных епископов Казанской епархии. Архиерейское попечение, безусловно, способствовало благоукрашению монастыря. Большое значение для строительства монастыря также играли пожертвования на помин души состоятельных казанцев – кизический некрополь начал складываться с самого основания обители и в XIX веке обилием высокохудожественных надгробий напоминал некрополь Донского монастыря.
В XIX веке расцвет монастырской жизни наблюдался при архимандрите Гурии и будущем архиепископе Никаноре Каменском.
В 1889 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа, при ней – приют для детей-черемис (марийцев).
В 1835-1837 гг. по проекту архитектора Фомы Петонди была возведена 5-ярусная колокольня высотой 26 саженей, которая, вплоть до постройки колокольни Богоявленского собора в начале XX века, оставалась самой высокой в Казани, а Кизический монастырь приобрел облик, соответствующий своему изначальному статусу Казанской Лавры.
После революции монастырь был закрыт, разорен и осквернен. К 1930 г. была разрушена основная часть ансамбля.
В 2001 г. комплекс Кизического монастыря Казанской епархии был передан Русской Православной Церкви Московского патриархата.
В настоящее время монастырь восстанавливается, в нем регулярно совершаются службы.