До него же управлял обителью много лет Схимонах Серафим, с братиею Марком и Львом. Они умерли не за долго, в глубокой старости. Бог подкреплял силы Серафима, изнуренныя величайшим постом и молитвою, и совершив свое благочестное земное поприще, он оставил по себе всегдашнюю память, быв погребен в стенах обители. До последней минуты жизни своей, отшельник молился на коленях Богу – и в этом положении испустил дух свой.
Преподобный Серафим Саровский, в миру – Прохор Исидорович Мошнин, родился в 1754 г. в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.
В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Пресвятой Богородицы Курскую-Коренную «Знамение», и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.
В 1776 г. совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг – Саровскую пустынь. В 1778 г. стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 г. принял монашество и был посвящен в иеродиаконы, в 1793 г. рукоположен в иеромонаха.
В 1794 г., имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии о. Серафим развел огород и устроил пчельник.
Ряд фактов жития прп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей о. Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне.
Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что кормил Старец и других животных).
Согласно житию святого, некие разбойники, узнав, что к о. Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причем святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.
В 1807 г. преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться.
В 1810 г. он возвратился в монастырь, но ушел в затвор до 1825 г. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, «дар прозорливости и исцеления от болезней».
Его посещали также знатные люди, в том числе – царь Александр I. Ко всем приходящим к нему старец обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».
Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 г. святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении святых Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.
Скончался в 1833 г. в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы «Умиление».