А в полутора верстах от монастыря, тоже древний храм во имя Покрова ...
Храм Покрова на Нерли – белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от поселка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества.
Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали к княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперед элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом.
Летописные свидетельства о церкви Покрова весьма скупы. Новгородская первая летопись сообщает: «и потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град… и постави церкви две камены». «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица». Очевидно, одна из упоминаемых церквей – Покровская. «Житие князя Андрея Боголюбского», источник 1702 г., содержит более подробные сведения. Из текста следует, что храм построен за один сезон в память об Изяславе, сыне князя Андрея, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Судя по всему, церковь построена не ранее 1165 г., так как именно в этом году умер княжич.
Скорее всего, церковь Покрова строилась одновременно с владимирским Успенским собором.
Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при святом князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Василий Татищев уточнял в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Полиэтническая строительная артель князя Андрея переняла навыки добычи, обработки и строительства из белого камня от старых мастеров. Но величественный замысел князя и талант его зодчих сформировали гораздо более совершенный стиль: усложнилась композиция, более стройными стали пропорции, появились сложные белокаменные рельефы фасадов.
Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от воды. Для этого на фундаменте были возведены четырехметровые стены, засыпанные землей. Образовался искусственный холм, облицованный каменными плитами, на котором церковь встала как на пьедестале.
Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвященной не какому-то конкретному празднику, а Богородице вообще. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нем относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.
Сначала церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 г. он был упразднен. В 1803 г. на старом каменном куполе была сооружена луковичная глава с железным покрытием, которая в значительной степени определяет облик храма и доныне.
Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 метров и площадью около 23 соток, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток водных торговых путей.
От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем – небольшой, почти квадратный в плане четверик и глава.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 г.). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трех фасадов храма – восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтырем в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
Сегодня храм находится в совместном ведении Русской Православной Церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Он является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии.