И так причастясь, он отправился в свой путь, миновав Шлиссельбург и вступив в Кексгольмский уезд, в Выборгскую губернию – в пределы Финляндии, где находится Коневский монастырь.
Коневский Рождество-Богородичный монастырь – православный мужской монастырь на острове Коневец в западной части Ладожского озера в Ленинградской области. Часто рассматривается как двойник Валаамского монастыря, также расположенного на острове в Ладожском озере.
Остров Коневец имеет размеры 5 на 2 км, расположен примерно в 5 км от материка и отделен от него Коневецким проливом.
В Средние века на острове находилось языческое святилище финских племен, которые особенно почитали огромный валун в форме черепа лошади, весом более 750 тонн. Этот валун известен как «Конь-Камень», он и дал название острову.
Монастырь был основан в 1393 г. преподобным Арсением Коневским, монахом Новгородской республики, который хотел обратить карелов-язычников в Христианство.
Местоположение монастыря изменялось один раз, чтобы избежать наводнения.
Собор Рождества Богородицы был заложен святым Арсением в 1421 г., он был главной церковью монастыря с основной святыней – чудотворной Коневской иконой Божией Матери, привезенной святым Арсением с Афона и представляющей Христа, играющего с птенцом голубя, что символизирует духовную чистоту.
Как и Валаамский монастырь, монастырь на острове Коневец был известен своей миссионерской деятельностью. Шведы захватили остров во время Русско-шведской войны 1614-1617 гг., заставив монахов выехать в Новгород, где они были размещены в Деревяницком монастыре.
После возвращения Россией себе Западного Приладожья в ходе Великой Северной войны, настоятель Деревяницкого монастыря в 1718 г. получил у Петра I разрешение восстановить обитель на Коневце. Возрожденный монастырь зависел от Новгородского Деревяницкого до 1760 г., когда он официально был признан в качестве самостоятельного монастыря. В 1812 г., после Финской войны монастырь административно стал частью вновь сформированного Великого княжества Финляндского, наряду с остальной частью «Старой Финляндии».
Золотое время монастыря пришлось на XIX век, когда его слава распространилась на имперскую столицу. В 1843 и 1849 гг. Ф. А. Верховцевым, при содействии настоятеля игумена Амфилохия, будущего святителя Игнатия (Брянчанинова), были выполнены новая рака, над местом захоронения преподобного Арсения, которая находилась в соборе Рождества Пресвятой Богородицы и Сретения Господня, а также два потира и два дискоса с принадлежностями, для храма Арсения Коневского.
28 июня 1858 г. остров посетил император Александр II с семейством, а также видные гости из Санкт-Петербурга, в том числе, – Александр Дюма и Федор Тютчев.
Николай Лесков в сочинениях 1873 г. описывал свои впечатления от посещения монастыря.
Став известной, монашеская община смогла начать обширные строительные проекты, начиная со строительства нового собора с колокольней в 1800-1809 гг. Это огромное двухэтажное восьмиколонное здание было спроектировано местными старцами. Оно увенчано пятью восьмиугольными барабанами, поддерживающими пять синих куполов. Тот же стиль был применен для трехъярусной колокольни (1810-1812), достигающей высоты 35 м. Два скита – Коневский и Казанский – были созданы на месте древнего монастыря.
После революции 1917 г. монастырь оказался на территории независимой Финляндии и попал под юрисдикцию автономной Финской Православной Церкви (в соответствии с решением Константинопольского патриархата). Остров был укреплен финскими военными, гостиницы были заняты военнослужащими.
Во время Советско-финской войны и Великой Отечественной войны здания монастыря были повреждены. 13 марта 1940 г. монахи эвакуировались в Финляндию, забрав с собой Коневскую икону Божией Матери, но оставив иконостас, церковные колокола (кроме колоколов Казанского скита) и библиотеку. Личные вещи святого Арсения (ковш из капа и наперсный крест) ныне находятся в музее Православной Церкви в Куопио (Финляндия).
Коневская псалтырь, датируемая XIV веком, по непроверенным данным, была отправлена в Российскую национальную библиотеку. Монахи вернулись на короткий период во время войны 1941-1944 гг., но затем снова ушли вместе с финской армией в августе 1944 г. В 1956 г. они присоединились к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря и основавшим Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.
В советский период монастырь занимали военные.
В 1990 г. он стал одним из первых монастырей в регионе, которые было решено вернуть Русской Православной Церкви. В нем начались богослужения.
В ноябре 1991 г. были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, скрытые от шведов в 1573 г. Ныне монастырь посещает большое количество паломников и туристов, продолжаются восстановительные работы, открыты два подворья – в Петербурге и Приозерске.
23 июля 2019 г. был освящен нижний Сретенский храм в Рождество-Богородичном соборе обители. Чин освящения совершил епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин).
29 мая 2020 г. епископ Игнатий совершил чин великого освящения Арсениевского храма обители и Божественную литургию в новоосвященном храме. Реставрационные работы в храме Преподобного Арсения были завершены в феврале 2020 г. Храм полностью восстановлен. В нем находится резной иконостас работы греческих мастеров, созданы фресковые росписи.
На острове Коневец сохранился гранитный валун, известный под названием Конь-камень. Он представляет собой одно из святилищ дохристианских верований финно-угров. Согласно преданию, осенью коренные жители окрестностей Ладоги, угоняя с островных пастбищ пригнанный туда на летнее время скот, оставляли у этого камня одного коня в жертву обитавшим на озере духам, отчего камень – а затем и остров – получили свои названия.
Арсений Коневский с молитвой окропил камень святой водой, после чего жившие в нем духи улетели к Выборгскому берегу. На вершине камня устроена небольшая часовня.