Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  41 / 59 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 41 / 59 Next Page
Page Background

39

информационного

,

культурного

,

языкового

и

иных

пространств

.

Подлинную

национальную

идею

нельзя

смешивать

с

ее

национал

-

шовинистической

,

великодержавной

профанацией

.

Она

утверждается

и

легитимирует

себя

не

через

отрицание или

развенчание

культур

или

идеалов

других

народов

,

а

через

устремленность

на

созидание

,

творческое

освоение

всего

жизнеспособного

и

позитивного

из

наследия

этих народов

.

Поэтому

не

случайно

в

XIX

в

.

получила

большую

популярность

идея

об

«

универсальном

»

характере

русского

народа

,

оказавшая

заметное

влияние

на

последующие

дискуссии

по

данному

вопросу

.

Впервые

выдвинутая

славянофилами

первой

волны

,

она

получила

дальнейшее

развитие

и

конкретизацию

у

Ф

.

М

.

Достоевского

,

В

.

С

.

Соловьева

,

Н

.

А

.

Бердяева

и

др

.,

которые

говорили

о

всечеловечности

и

универсальности

русской

культуры

.

В

своем

знаменитом

очерке

о

Пушкине

Достоевский

писал

: «

Ибо

что

такое

сила

духа

русской народности

,

как не

стремление

ее

в

конечных

целях

своих

ко

всемирности

и

ко

всечеловечности

?..

Да

,

назначение

русского

человека

есть

бесспорно

всеевропейское

и

всемирное

...»

[

Достоевский

1995: 438-439].

С

этих

позиций

и

Н

.

А

.

Бердяев

совершенно

справедливо

подчеркивал

,

что

«

всечеловеческий

и

щедрый

дух

русского

народа

победит

дух

провинциальной

исключительности и

самоутверждения

» [

Бердяев

1990: 111].

Интерес

представляют

рассуждения

бывшего

народника

,

позднее

раскаявшегося

и

ставшего

редактором

«

Московских

ведомостей

»

и

автором

фундаментального

труда

«

Монархическая

государственность

»,

Л

.

А

.

Тихомирова

.

Он

в

частности

писал

:

«

человек

нерусского

племени

нередко

может

быть

скорее

назван

русским

,

чем

иной

потомок

московских

бояр

или

даже

Рюриковичей

(

которые

,

впрочем

,

и

сами

,

по

летописи

,

были

нерусскими

)».

И

резюмировал

: «

нет

ни

единого

крупного

деятеля

русской

мысли

или

государственности

,

который

бы не

свидетельствовал и

в

самом

себе

,

и

в

своем

слове

о

том

,

что

русская

национальность

есть

мировая

национальность

,

никогда

не

замыкавшаяся

в

круге

племенных