39
информационного
,
культурного
,
языкового
и
иных
пространств
.
Подлинную
национальную
идею
нельзя
смешивать
с
ее
национал
-
шовинистической
,
великодержавной
профанацией
.
Она
утверждается
и
легитимирует
себя
не
через
отрицание или
развенчание
культур
или
идеалов
других
народов
,
а
через
устремленность
на
созидание
,
творческое
освоение
всего
жизнеспособного
и
позитивного
из
наследия
этих народов
.
Поэтому
не
случайно
в
XIX
в
.
получила
большую
популярность
идея
об
«
универсальном
»
характере
русского
народа
,
оказавшая
заметное
влияние
на
последующие
дискуссии
по
данному
вопросу
.
Впервые
выдвинутая
славянофилами
первой
волны
,
она
получила
дальнейшее
развитие
и
конкретизацию
у
Ф
.
М
.
Достоевского
,
В
.
С
.
Соловьева
,
Н
.
А
.
Бердяева
и
др
.,
которые
говорили
о
всечеловечности
и
универсальности
русской
культуры
.
В
своем
знаменитом
очерке
о
Пушкине
Достоевский
писал
: «
Ибо
что
такое
сила
духа
русской народности
,
как не
стремление
ее
в
конечных
целях
своих
ко
всемирности
и
ко
всечеловечности
?..
Да
,
назначение
русского
человека
есть
бесспорно
всеевропейское
и
всемирное
...»
[
Достоевский
1995: 438-439].
С
этих
позиций
и
Н
.
А
.
Бердяев
совершенно
справедливо
подчеркивал
,
что
«
всечеловеческий
и
щедрый
дух
русского
народа
победит
дух
провинциальной
исключительности и
самоутверждения
» [
Бердяев
1990: 111].
Интерес
представляют
рассуждения
бывшего
народника
,
позднее
раскаявшегося
и
ставшего
редактором
«
Московских
ведомостей
»
и
автором
фундаментального
труда
«
Монархическая
государственность
»,
Л
.
А
.
Тихомирова
.
Он
в
частности
писал
:
«
человек
нерусского
племени
нередко
может
быть
скорее
назван
русским
,
чем
иной
потомок
московских
бояр
или
даже
Рюриковичей
(
которые
,
впрочем
,
и
сами
,
по
летописи
,
были
нерусскими
)».
И
резюмировал
: «
нет
ни
единого
крупного
деятеля
русской
мысли
или
государственности
,
который
бы не
свидетельствовал и
в
самом
себе
,
и
в
своем
слове
о
том
,
что
русская
национальность
есть
мировая
национальность
,
никогда
не
замыкавшаяся
в
круге
племенных