38
обосновывавшего
несостоятельность
теорий
чистых
рас
,
какой
бы
то
ни
было
особой
немецкой
или
английской
крови
,
писал
: «
В
наше
время
чистота
крови
сохраняется
только
на
конских
заводах
,
выводящих
‘
чистокровных
’
жеребцов
,
да
в
хлевах
йоркширских
свиней
...
В
мире
же
людей
указываемый
признак
единства
крови
и
единства
расы
как
критерий
национальности
решительно
не
годен
...»
[
Сорокин
1992: 245].
И
добавлял
,
ссылаясь
на
Ж
.
Фино
,
что
,
например
,
кровь
французской
нации
составлена
«
из
крови
аквитанцев
,
силуров
,
иберийцев
,
басков
,
васконов
,
светов
,
либийцев
,
сардонов
,
битуринов
,
вандалов
,
венедов
,
гельветов
,
поляков
,
вендов
,
кимвров
,
вестготов
,
алеманов
,
франков
,
евреев
,
сарацинов
,
этрусков
,
белгов
,
пеласгов
,
аваров
и
т
.
д
.» [
там
же
].
От
многих
из
этих
этнических
групп
,
не
без
оснований
констатировал
Сорокин
,
сохранились
лишь исторические названия
.
Пушкин
и
Лермонтов
,
Беринг
и
Беллинсгаузен
,
Пастернак
и
Левитан
,
Багратион
и
многие
другие
–
русские
,
но
не
у
каждого
из
них
в жилах
текла
«
русская
кровь
».
Впрочем
,
предками Рюриковичей
,
которых
вряд
ли
у
кого
повернется
язык
обвинить
в
нерусскости
,
были
этнические
норманны
,
в
крови
Романовых
к
300-
летию
династии
сохранилось
совсем
немного
«
чисто
русской
крови
»,
а
у
Екатерины Великой
ее не было ни
капли
.
Любой
национализм
,
основанный
исключительно
на
этнизме
,
рассматриваемом
в
качестве
главного
критерия
национальной
идентичности
,
деструктивен
с
точки
зрения
жизнеспособности
,
единства
и
перспектив
российской
государственности
.
Такая
версия
национализма
противоречит
самой
сути
русской
идеи
,
в
инфраструктуре
которой
центральное
место
занимает
мысль
об
объединении
в
органическое
целое
на
началах
интеграции
разных
народов
,
культур
,
традиций
.
Для
России
по
определению
подходит
политико
-
гражданский
тип
нации
,
который
имеет
то
преимущество
,
что
для
жизнеспособности
и
эффективного
функционирования
современного
общества
требуются
единые
для
всех
граждан
нормативно
-
правовые
принципы
,
единство
экономического
,