Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 36 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 36 Next Page
Page Background

11

строительство и оборудование мастерской для оцифровывания фондов;

закупка книг и библиотечного оборудования, консервация фондов;

развитие всевозможных услуг и библиотечных функций, в том числе

поддержка библиотеками социокультурной жизни в сельской местности;

организация и поддержка массовых мероприятий и кампаний по продвижению

чтения и польской литературы, в особенности произведений польских авторов

для детей и молодёжи;

развитие системы наград, конкурсов, стипендий для авторов, в том числе

создание специальных целевых фондов;

поддержка организации конференций, семинаров и других форм повышения

квалификации для работников библиотек;

поддержка известных издательств и переводов польской литературы на

иностранные языки.

Когда подвели итоги реализации программы, то обнаружилось, что ситуация с

чтением в Польше, хотя медленно, но стала меняться. Исследования показали, что в 2014 г.

минимум одну книгу прочитали 41,7% поляков, то есть на 2,5% больше, чем в 2012 году.

Количество людей, прочитавших от 3 до 6 книг в год, увеличилось до 12,3% (в 2012 ‒

10,8%). С 47,1% до 34,1% сократилось число поляков, переставших читать. И как только

затеплился «свет в конце туннеля», в Польше создали и приступили к реализации

следующего документа ‒ Национальной программы развития чтения на 2014-2020 гг.

В заключение автор статьи делает вывод, что катастрофическое падение читательской

активности в ряде стран мира не является универсальной проблемой нашего времени. Есть

государства, которые сумели сохранить престиж чтения и продолжают поддерживать его на

высоком уровне. Для решения этой проблемы в них, как и в подавляющем большинстве

стран, используется весь известный арсенал методов и форм с реальными и потенциальными

читателями: традиционный (книжная ярмарка, фестиваль, читательская конференция,

книжные клубы, чтение вслух и др.) и появившийся в последние годы:

флэшмоб читателей или совместное (группой) громкое чтение в публичных местах

(на улицах городов, в торговых центрах и т. д.);

буккроссинг ‒ «книговорот» свободных от оплаты и даты возврата книг, которые надо

лишь искать, делиться с другими и читать (книга оставляется в случайном месте ‒ на

сидении автобуса, уличной скамейке, на «буккроссинговой полке» в библиотеке ‒

любой может взять её, прочитать и передать другому;

книжный мурализм ‒ современный вид настенной живописи, представляющий собой

цитаты книжно-литературной тематики, воспроизведённые на брандмауэрах, стенах

зданий, в том числе библиотек;

3D - cтрит-арт ‒ трёхмерные рисунки книжно-литературной тематики с цитатами,

воспроизведённые на тротуаре с целью привлечения внимания к библиотеке и книге;

микробиблиотеки ‒ разнообразие форм, оригинальность замыслов, литература и

развлечение ‒ адаптация под библиотечки неожиданных пространств, в качестве

которых выступают ‒ старые телефонные будки, почтовые ящики, мебель,

банкоматы. В микробиблиотеках можно брать и сдавать книги 365 дней в году 24 часа

в сутки по принципу «бери книгу и оставь книгу»;

букматы ‒ автоматы с книгами, обычно их можно встретить в аэропортах, на вокзалах

или на улицах. Одни платные, другие ‒ нет. Так, например, американская

авиакомпания Jet Blue Airways установила и поддерживает работу нескольких

бесплатных букматов в беднейших районах округа Колумбия;

одним из способов стимуляции навыка чтения книг, например, в Америке является

привлечение к их популяризации известных личностей (политики, спортсмены,

звёзды шоу-бизнеса с книгой в руке). Порой, это приносит колоссальный эффект.

Достаточно было ведущей ток-шоу, знаменитой Опре Уинфри, сказать о романе

Стейнбека «К востоку от рая», что «это идеальная книга для летнего отдыха», как его