15
Обращение библиотек, главным образом центральных, к методам стратегического
менеджмента позволил им приобрести собственный уникальный опыт по разработке
стратегических документов (концепций, стратегических планов, проектов и т.п.), которым
они делились с коллегами (например, Ярославская ОУНБ, Кемеровская ОНБ и др.).
Но если исходить из имеющихся в доступе документов, немногие региональные
библиотеки стратегически ориентированы, возможно, по причине сложности разработки
подобных документов, или не выставляют их в публичное пространство. Наличие
стратегических разработок у библиотек ‒ лидеров библиотечной отрасли (Рязанской,
Ростовской, Самарской, Калининградской, Омской областей и др. регионов) позволяет им
успешно развиваться.
В Основах государственной культурной политики, утв. Указом Президента
Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, говорится о необходимости скорейшей
модернизации страны, поддержке государством материально-технической базы сферы
культуры: «Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период
осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь
интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на
вызовы современного мира. <…> Государственная поддержка и модернизация материально-
технической базы сферы культуры». Что соответственно стимулирует процесс модернизации
деятельности библиотек.
Отдельные регионы, такие как, например Москва, завершили работу по модернизации
библиотек, а на других территориях она продолжается. Об этом свидетельствуют концепции
развития и информатизации общедоступных и муниципальных библиотек ряда регионов РФ
до 2020 года.
Разграничение понятий «стратегия», «стратегическое
управление», «стратегическое планирование»,
«стратегическое развитие организации»
В настоящее время для руководителей библиотек различного уровня подчинения
понятия «стратегия» (в общепринятой трактовке) и его производные –
«стратегическое
управление», «стратегическое планирование»
– вошли в арсенал приемов управления
развитием библиотечных учреждений. Между тем в публикации И. В. Гореловой
«Особенности формирования стратегий регионального развития» говорится об отсутствии
«единого подхода к определению стратегии».
Примерно, то же самое утверждает В. А. Никулина: «Конкретного определения
термина «стратегия» не существует, так как анализ литературы по стратегическому
управлению показывает, что мнения авторов к пониманию стратегии являются
неоднозначными. То есть, авторы предлагают разные подходы». Опираясь на результаты
своего исследования, автор предлагает определение термина: «Стратегия ‒ это детальный
всесторонний комплексный план, направленный на осуществление миссии и достижение
долгосрочных целей и задач организации, а также показывающий общее направление
развития организации, ее методы конкуренции и позиции в окружающей среде».
Авторы А. Е. Зубарев, А. Ю. Молчан и Н. И. Будлянская отмечают, что «понимание
термина «стратегия» изменялось» с развитием общества. В современном значении
«стратегия организации – это сложная система действий, используемая для достижения
долгосрочных целей и успешного функционирования организации». Они считают
необходимым различать «сущность и взаимосвязь понятий «стратегическое управление»,
«стратегическое планирование» и «стратегическое развитие».
Сущность
стратегического управления
‒ обеспечение и реализация стратегического
развития организации.
Стратегическое планирование
представляет собой одну из пяти
функций стратегического управления. В целом, считают авторы, «
стратегическое развитие
– это сложный процесс и конечный результат совокупного использования стратегического