19
единой библиотечно-
информационной сети;
– переподготовка и повышение
квалификации библиотечных
специалистов.
развитие библиотечного
обслуживания;
‒ формирование документных
фондов;
‒ информатизация и
ускорение темпов внедрения
ИТ-технологий для создания
новых библиотечных услуг и
продуктов;
‒ научно-методическое
обеспечение;
‒ развития материально-
технической базы библиотек;
‒ развития кадрового
потенциала и консолидация
профессионального
сообщества.
Данные таблицы свидетельствуют об изменении первоначальных формулировок ряда
позиций концепции. Например, другой вектор приобрела миссия библиотек республики:
вместо заявленного образа библиотеки-фабрики информации, она преобразуется в «третье
место» – территорию развития личности, формирования читательской культуры и
просвещения. Относительно концептуальной идеи. Содержание ее в целом не изменилось, но
в новом документе акцент сделан на «создании условий» для развития эффективной системы
библиотечного обслуживания, не раскрывая, какие условия имеются в виду.
Изменились целевые установки концепции. В документе до 2010 г. внимание
разработчиков было сосредоточено на целях информатизации (создания единого
библиотечно-информационного пространства региона, вхождения в информационные сети),
а в новом документе – на человеке, содействии формированию в нем гармонично развитой
личности («на основе качественного, эффективного и бесплатного доступа к книге»).
Изменения произошли в формулировке четвертой позиции. До 2010 г. было
определено три крупных приоритета развития, два из которых предусматривали скорее
пассивную роль библиотек, удовлетворяющих спрос на информацию и создающих условия
для чтения, в том числе в условиях создаваемой библиотечно-информационной сети.
Персонал библиотек упомянут, в связи с необходимостью его переподготовки. Разработчики
новой концепции пошли по пути детализации важнейших направлений библиотечной
деятельности (от совершенствования законодательства до развития кадрового потенциала) с
указанием конкретных мер по реализации ее целей и задач, выделив активную позицию
библиотек как создателей новых библиотечных услуг и продуктов.
Таким образом, в течение последнего десятилетия представление о роли библиотеки
как технического посредника в передаче информации потребителю с помощью ИКТ
сместилось в сторону понимания ее как социально-культурного и информационно-
коммуникационного учреждения, содействующего с помощью книги и всех средств,
имеющихся в ее распоряжении, образованию и развитию личности.
Развитие системы общедоступных и муниципальных библиотек
Низкие темпы информатизации муниципальных библиотек (ЦБС), отсутствие
системного подхода к управлению и координации их деятельности, имевшие место в 2000-е
годы и сохраняющиеся в ряде регионов до настоящего времени, негативно отражаются на
качестве обслуживания населения и администрации муниципальных образований.