Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  21 / 36 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 21 / 36 Next Page
Page Background

19

единой библиотечно-

информационной сети;

– переподготовка и повышение

квалификации библиотечных

специалистов.

развитие библиотечного

обслуживания;

‒ формирование документных

фондов;

‒ информатизация и

ускорение темпов внедрения

ИТ-технологий для создания

новых библиотечных услуг и

продуктов;

‒ научно-методическое

обеспечение;

‒ развития материально-

технической базы библиотек;

‒ развития кадрового

потенциала и консолидация

профессионального

сообщества.

Данные таблицы свидетельствуют об изменении первоначальных формулировок ряда

позиций концепции. Например, другой вектор приобрела миссия библиотек республики:

вместо заявленного образа библиотеки-фабрики информации, она преобразуется в «третье

место» – территорию развития личности, формирования читательской культуры и

просвещения. Относительно концептуальной идеи. Содержание ее в целом не изменилось, но

в новом документе акцент сделан на «создании условий» для развития эффективной системы

библиотечного обслуживания, не раскрывая, какие условия имеются в виду.

Изменились целевые установки концепции. В документе до 2010 г. внимание

разработчиков было сосредоточено на целях информатизации (создания единого

библиотечно-информационного пространства региона, вхождения в информационные сети),

а в новом документе – на человеке, содействии формированию в нем гармонично развитой

личности («на основе качественного, эффективного и бесплатного доступа к книге»).

Изменения произошли в формулировке четвертой позиции. До 2010 г. было

определено три крупных приоритета развития, два из которых предусматривали скорее

пассивную роль библиотек, удовлетворяющих спрос на информацию и создающих условия

для чтения, в том числе в условиях создаваемой библиотечно-информационной сети.

Персонал библиотек упомянут, в связи с необходимостью его переподготовки. Разработчики

новой концепции пошли по пути детализации важнейших направлений библиотечной

деятельности (от совершенствования законодательства до развития кадрового потенциала) с

указанием конкретных мер по реализации ее целей и задач, выделив активную позицию

библиотек как создателей новых библиотечных услуг и продуктов.

Таким образом, в течение последнего десятилетия представление о роли библиотеки

как технического посредника в передаче информации потребителю с помощью ИКТ

сместилось в сторону понимания ее как социально-культурного и информационно-

коммуникационного учреждения, содействующего с помощью книги и всех средств,

имеющихся в ее распоряжении, образованию и развитию личности.

Развитие системы общедоступных и муниципальных библиотек

Низкие темпы информатизации муниципальных библиотек (ЦБС), отсутствие

системного подхода к управлению и координации их деятельности, имевшие место в 2000-е

годы и сохраняющиеся в ряде регионов до настоящего времени, негативно отражаются на

качестве обслуживания населения и администрации муниципальных образований.