"Человек – вот тайна, которой я
занимаюсь всю жизнь."
Ф. М. Достоевский
"Преступление и наказание" - один из самых серьезных и
глубоких романов Ф. М. Достоевского. Это произведение уже
полтора столетия вовлекает многие читательские поколения в
область неразрешимых вопросов. Непостижимым образом автор
добивается максимального читательского соучастия. Широкий круг
философских проблем поставлен на злободневном, жизненном
материале. Философское содержание романа касается проблемы о
"праве на кровь", которая относится к "вечным" вопросам.
Начиная с античных времен людей волновал вопрос о
средствах, для достижения личных или общественных целей.
Крайняя,
аморальная
точка
зрения
на
эту
проблему
сформулирована в виде циничного афоризма: цель оправдывает
средства. Ради благородных целей человек может совершить любое
преступление, а последующими достойными поступками искупить
его.
Достоевский,
включившись
в
спор
о
нигилизме,
распространившемся в 1860-е годы в среде радикальной молодежи,
хотел показать, к чему приводят утрата веры в Бога и отказ от
нравственной основы. По мнению писателя, главный герой романа
Родион
Раскольников
"поддался
некоторым
странным
недооконченным идеям, которые носятся в воздухе". Итог его бунта
- не только преступление против других людей, но и преступление
против собственной личности, ее саморазрушение.
Русский ученый-литературовед Н. К. Пиксанов писал
:
"Философская мысль Достоевского в романе "Преступление и
наказание" касается проблем добра и зла, свободы и необходимости,
преступления
и
моральной
ответственности,
революции,
социализма, философии, истории и государства".