возраст, внешность, общественное положение, роль в сюжете, но
сохраняя свой стержень, самое важное для Достоевского - идею. Это
не только идеология героя, но в первую очередь авторская оценка,
его взгляд на состоятельность литературного типа и исход, который
он для этого типа видит.
Одним из примеров подобной эволюции
типа,
представленного
в
романе
"Преступление и наказание", служит образ
Свидригайлова. Он является своеобразной
параллелью главному герою Раскольникову:
сходны и их жизненные принципы, и их идеи.
Они и сами чувствуют, что их что-то связывает.
Раскольников
боится
и
ненавидит
Свидригайлова, и в то же время необъяснимая
сила влечет его к нему. В свою очередь,
Свидригайлов, чувствуя родственную душу,
избирает
Раскольникова
собеседником,
излагает ему свои взгляды на жизнь.
Подобное двойничество играет в романе
немаловажную роль: чувствуя душевное родство с человеком,
вызывающим у него ненависть и страх, Раскольников начинает
сопротивляться той силе, которая может увлечь его в небытие вслед
за Свидригайловым; сам же Свидригайлов пытается найти в
Раскольникове опору, помощь в обретении своего места в мире,
который чужд ему по определению.
Оба героя изображаются как с помощью повествования от
третьего лица, так и посредством внутренних монологов, где
передана их внутренняя точка зрения, в то время как остальные
герои романа показаны либо "объективно", либо через восприятие
Раскольникова. Оба героя оказываются во власти кошмарных снов и
видений. Их сближает одиночество, чуждость внешнему миру, они
оторваны от людей, общение не приносит им ничего, кроме
отвращения и злости. Тем не менее, после одной и той же ночи итог
у них разный: Раскольников, отринув мысли о самоубийстве,
сознается в совершенном преступлении и идет на каторгу, а
Свидригайлов стреляется.
Рис. Д. Шмаринова