Background Image
Previous Page  10 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 20 Next Page
Page Background

возраст, внешность, общественное положение, роль в сюжете, но

сохраняя свой стержень, самое важное для Достоевского - идею. Это

не только идеология героя, но в первую очередь авторская оценка,

его взгляд на состоятельность литературного типа и исход, который

он для этого типа видит.

Одним из примеров подобной эволюции

типа,

представленного

в

романе

"Преступление и наказание", служит образ

Свидригайлова. Он является своеобразной

параллелью главному герою Раскольникову:

сходны и их жизненные принципы, и их идеи.

Они и сами чувствуют, что их что-то связывает.

Раскольников

боится

и

ненавидит

Свидригайлова, и в то же время необъяснимая

сила влечет его к нему. В свою очередь,

Свидригайлов, чувствуя родственную душу,

избирает

Раскольникова

собеседником,

излагает ему свои взгляды на жизнь.

Подобное двойничество играет в романе

немаловажную роль: чувствуя душевное родство с человеком,

вызывающим у него ненависть и страх, Раскольников начинает

сопротивляться той силе, которая может увлечь его в небытие вслед

за Свидригайловым; сам же Свидригайлов пытается найти в

Раскольникове опору, помощь в обретении своего места в мире,

который чужд ему по определению.

Оба героя изображаются как с помощью повествования от

третьего лица, так и посредством внутренних монологов, где

передана их внутренняя точка зрения, в то время как остальные

герои романа показаны либо "объективно", либо через восприятие

Раскольникова. Оба героя оказываются во власти кошмарных снов и

видений. Их сближает одиночество, чуждость внешнему миру, они

оторваны от людей, общение не приносит им ничего, кроме

отвращения и злости. Тем не менее, после одной и той же ночи итог

у них разный: Раскольников, отринув мысли о самоубийстве,

сознается в совершенном преступлении и идет на каторгу, а

Свидригайлов стреляется.

Рис. Д. Шмаринова