деталью: лезвие топора было все время обращено к Раскольникову и
угрожающе глядело ему в лицо - Раскольников был намного выше
старухи, - как бы приглашая стать на место жертвы. Вспомним
текст:
" Он вынул топор совсем, взмахнул его
обеими руками, едва себя чувствуя, и почти
без усилия, почти машинально, опустил на
голову обухом... Тут он изо всей силы ударил
раз и другой, все обухом..."
Не топор во власти Раскольникова, а
Раскольников стал орудием топора.
Совершенно иначе обстояло дело при
незапланированном убийстве доброй и
кроткой по природе Лизаветы:
"Удар
пришелся прямо по черепу, острием."
Топор
жестоко отомстил Раскольникову. Эта неспособность совладать с
орудием убийства явилась началом крушения Раскольникова.
Сами предметы как бы мстят бунтарю. Ведь фактически
Раскольников убил не старуху, а себя, и в этом, собственно, весь
смысл романа.
Через любую деталь познается художественное произведение в
целом, как живой духовный организм. Все, что происходит с
топором в "Преступлении и наказании", таинственно, страстно, и
именно с этого обыкновенного топора намечается в романе
поражение чрезмерно возгордившегося человека. Если убийца,
которому позволено все, властелин мира, Наполеон, каким считал
себя Раскольников, не в силах справиться с простым орудием
убийства, значит он обречен на поражение.
Комова Т. Д. От Свидригайлова к Ставрогину. К эволюции
литературного типа в творчестве Ф. М. Достоевского / Т. Д.
Комова // Русская словесность. - 2011. - № 3. - С. 29-35.
Черновые наброски Достоевского ярко иллюстрируют работу
его мысли: чем "шире" становятся персонажи, тем чаще
перемещаются они из одного произведения в другое, меняя имена,
Рис. Д. Шмаринова