Background Image
Previous Page  9 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 20 Next Page
Page Background

деталью: лезвие топора было все время обращено к Раскольникову и

угрожающе глядело ему в лицо - Раскольников был намного выше

старухи, - как бы приглашая стать на место жертвы. Вспомним

текст:

" Он вынул топор совсем, взмахнул его

обеими руками, едва себя чувствуя, и почти

без усилия, почти машинально, опустил на

голову обухом... Тут он изо всей силы ударил

раз и другой, все обухом..."

Не топор во власти Раскольникова, а

Раскольников стал орудием топора.

Совершенно иначе обстояло дело при

незапланированном убийстве доброй и

кроткой по природе Лизаветы:

"Удар

пришелся прямо по черепу, острием."

Топор

жестоко отомстил Раскольникову. Эта неспособность совладать с

орудием убийства явилась началом крушения Раскольникова.

Сами предметы как бы мстят бунтарю. Ведь фактически

Раскольников убил не старуху, а себя, и в этом, собственно, весь

смысл романа.

Через любую деталь познается художественное произведение в

целом, как живой духовный организм. Все, что происходит с

топором в "Преступлении и наказании", таинственно, страстно, и

именно с этого обыкновенного топора намечается в романе

поражение чрезмерно возгордившегося человека. Если убийца,

которому позволено все, властелин мира, Наполеон, каким считал

себя Раскольников, не в силах справиться с простым орудием

убийства, значит он обречен на поражение.

Комова Т. Д. От Свидригайлова к Ставрогину. К эволюции

литературного типа в творчестве Ф. М. Достоевского / Т. Д.

Комова // Русская словесность. - 2011. - № 3. - С. 29-35.

Черновые наброски Достоевского ярко иллюстрируют работу

его мысли: чем "шире" становятся персонажи, тем чаще

перемещаются они из одного произведения в другое, меняя имена,

Рис. Д. Шмаринова