Петербурге:
"Это
город полусумасшедших... Редко где найдется столько
резких, странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего
стоят только климатические явления."
Таким образом, для создания образа города очень важны и
погода, явления природы, время года, описания домов, интерьеров,
улиц, каналов, потому что они помогают понять психологическое
состояние человека.
История
преступления
и
наказания
Раскольникова
разворачивается в Петербурге - городе-фантоме, городе-призраке, в
городе-двойнике, страшном в своей безжалостной красоте,
высокомерном к судьбе отдельного человека. Достоевский
продолжил и развил традиции Пушкина и Гоголя в изображении
Северной столицы, показав ее не "державным городом, а
прибежищем нищих, голодных детей, трактирных завсегдатаев,
оборванцев, уличных девиц, униженных и оскорбленных", городом,
где рождается и терпит крушение теория Родиона Раскольникова.
"Самый умышленный и отвлеченный город в мире", запутывает,
переплетает, соединяет судьбы писателя и его героев.
Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом
изложении [Текст] / Р. Лаут. - Москва : Республика, 1996. - 447 с.
Преступление Раскольникова
являет собой "убийство матери".
Достоевский восстановил миф о
матери-земле
из
доличностной
глубины своей собственной души и
духовных
элементов
русской
народности. Отрыв и восстание
против
народа
одновременно
осмысляется как бунт против
материнско-женственных элементов
космоса,
зачинающих
и
вынашивающих жизнь. Их оскорбляет властный рассудок и
насильственное вторжение. Они сопротивляются, ибо природа не
так легко позволяет обнажать свои покровы. Преступление создает