29
национальные и религиозные привилегии и ограничения, деление религий на
«господствующую», «терпимые» и «нетерпимые».
Важнейшим актом стал декрет ВЦИК и Совнаркома от 11 ноября «Об уничтожении
сословий и гражданских чинов». Отныне все, проживающие в России, независимо от их
прежней сословной принадлежности, званий и чинов, становились гражданами России.
Крушение старой сословной системы потянуло за собой и вопросы регистрации
актов гражданского состояния. В конфессиональном государстве, каковым была
императорская России, функции регистрации возлагались на религиозные организации.
Декреты ВЦИК и Совнаркома «О расторжении брака» (16 декабря) и «О гражданском
браке и о ведении книг актов гражданского состояния» (18 декабря) изымали из
монопольного ведения государственной церкви и всех иных религиозных организаций
акты регистрации гражданского состояния. Церковный брак отныне не имел юридической
силы, а взаимоотношения между супругами регулировались государственными законами.
Известно, что Ленин постоянно «нажимал» на наркоматы, и прежде всего на
Наркомюст, призывая их активизировать работу по подготовке декрета об отделении
церкви от государства. Ознакомление с повестками заседаний Совнаркома показывает,
как от месяца к месяцу росло число рассматриваемых вопросов по этой проблематике.
Показателен день 11 декабря 1917 г., когда на заседание СНК было вынесено сразу четыре
вопроса, относящихся к проблемам свободы совести.
˂...˃ Нарком просвещения А.В. Луначарский внес проект декрета о переходе
церковно-приходских школ в ведение Государственной комиссии по просвещению.
Фактически это означало начало процесса «изгнания» Закона Божьего из государственной
школы. Предложение наркома приняли, оформив его в виде постановления.
Примечательна последняя фраза этого документа: «Вопрос о церквах при этих
учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства».
Она впервые официально раскрыла тот факт, что в недрах нового советского госаппарата
идет работа над декретом об отделении церкви от государства. Об этом же говорит и п. 12
того же заседания «об ускорении процесса отделения церкви от государства». Реализация
«ускорения» была возложена на комиссию из «тт. Луначарского, Стучки и священника».
Просчет Поместного собора
На фоне мероприятий новых властей начинает проявляться и позиция религиозных
организаций, которая поначалу носила скорее выжидательный характер. В ноябре-декабре
1917 г. Поместный собор Российской православной церкви обсуждал проект Определения
«О правовом положении Российской православной церкви». На пленарных заседаниях его
представляли профессор Московского университета доктор политической экономии С.Н.
Булгаков и профессор Киевской духовной академии Ф.И. Мищенко. По их мнению,
старые взаимоотношения церкви и государства отжили свое, и возвращения к ним не
может быть, но при этом невозможно их строить и на принципе отделения церкви от
государства.
Члены Собора ориентировались на сохранение «союзнических» отношений РПЦ с
государством, более того, на укрепление ее особого положения в обществе, расширение
прав и полномочий, полагая, что «нынешние власти» не продержатся более одного-двух
месяцев. Не случайно тот же Булгаков говорил: «Законопроект вырабатывался именно в
сознании того, что должно быть, в сознании нормального и достойного положения церкви
в России. Наши требования обращены к русскому народу через головы теперешних
властей. Конечно, возможно наступление такого момента, когда церковь должна
анафематствовать государство. Но, без сомнения, этот момент еще не наступил».
2 декабря 1917 г. Определение было принято. В нем церковь отстаивала
традиционную для нее идею «христианского государства» и неразрывного «союза церкви