Table of Contents Table of Contents
Previous Page  31 / 36 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 31 / 36 Next Page
Page Background

29

национальные и религиозные привилегии и ограничения, деление религий на

«господствующую», «терпимые» и «нетерпимые».

Важнейшим актом стал декрет ВЦИК и Совнаркома от 11 ноября «Об уничтожении

сословий и гражданских чинов». Отныне все, проживающие в России, независимо от их

прежней сословной принадлежности, званий и чинов, становились гражданами России.

Крушение старой сословной системы потянуло за собой и вопросы регистрации

актов гражданского состояния. В конфессиональном государстве, каковым была

императорская России, функции регистрации возлагались на религиозные организации.

Декреты ВЦИК и Совнаркома «О расторжении брака» (16 декабря) и «О гражданском

браке и о ведении книг актов гражданского состояния» (18 декабря) изымали из

монопольного ведения государственной церкви и всех иных религиозных организаций

акты регистрации гражданского состояния. Церковный брак отныне не имел юридической

силы, а взаимоотношения между супругами регулировались государственными законами.

Известно, что Ленин постоянно «нажимал» на наркоматы, и прежде всего на

Наркомюст, призывая их активизировать работу по подготовке декрета об отделении

церкви от государства. Ознакомление с повестками заседаний Совнаркома показывает,

как от месяца к месяцу росло число рассматриваемых вопросов по этой проблематике.

Показателен день 11 декабря 1917 г., когда на заседание СНК было вынесено сразу четыре

вопроса, относящихся к проблемам свободы совести.

˂...˃ Нарком просвещения А.В. Луначарский внес проект декрета о переходе

церковно-приходских школ в ведение Государственной комиссии по просвещению.

Фактически это означало начало процесса «изгнания» Закона Божьего из государственной

школы. Предложение наркома приняли, оформив его в виде постановления.

Примечательна последняя фраза этого документа: «Вопрос о церквах при этих

учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства».

Она впервые официально раскрыла тот факт, что в недрах нового советского госаппарата

идет работа над декретом об отделении церкви от государства. Об этом же говорит и п. 12

того же заседания «об ускорении процесса отделения церкви от государства». Реализация

«ускорения» была возложена на комиссию из «тт. Луначарского, Стучки и священника».

Просчет Поместного собора

На фоне мероприятий новых властей начинает проявляться и позиция религиозных

организаций, которая поначалу носила скорее выжидательный характер. В ноябре-декабре

1917 г. Поместный собор Российской православной церкви обсуждал проект Определения

«О правовом положении Российской православной церкви». На пленарных заседаниях его

представляли профессор Московского университета доктор политической экономии С.Н.

Булгаков и профессор Киевской духовной академии Ф.И. Мищенко. По их мнению,

старые взаимоотношения церкви и государства отжили свое, и возвращения к ним не

может быть, но при этом невозможно их строить и на принципе отделения церкви от

государства.

Члены Собора ориентировались на сохранение «союзнических» отношений РПЦ с

государством, более того, на укрепление ее особого положения в обществе, расширение

прав и полномочий, полагая, что «нынешние власти» не продержатся более одного-двух

месяцев. Не случайно тот же Булгаков говорил: «Законопроект вырабатывался именно в

сознании того, что должно быть, в сознании нормального и достойного положения церкви

в России. Наши требования обращены к русскому народу через головы теперешних

властей. Конечно, возможно наступление такого момента, когда церковь должна

анафематствовать государство. Но, без сомнения, этот момент еще не наступил».

2 декабря 1917 г. Определение было принято. В нем церковь отстаивала

традиционную для нее идею «христианского государства» и неразрывного «союза церкви