12
Эрмитаж
в Кусково
В
Эрмитаже
не
было
лестницы
:
на
второй
этаж
,
в
зал
,
попадали
с
помощью
подъемной
«
банкетки
».
В
центре
зала
стоял
круглый
стол
.
В
середине
стола
и
под
тарелками
шестнадцати
гостей
находились
подъемные
устройства
.
Блюда
не
разносились
лакеями
,
а
,
сервированные
в первом
этаже
,
подавались наверх по
сигналу
.
Весной
1731
года Шереметев
приказал
разобрать
старую
деревянную
Оранжерею
в
глубине партера
–
ее место
должна
была
занять
новая
,
каменная
.
Оранжерея
стала
лебединой
песней
крепостного
мастера
Шереметева
,
архитектора
Федора
Аргунова
,
вложившего
в
проект
все
знания и
весь
талант
выдающегося
зодчего русского барокко
.
Оранжерея
,
сверкающая
на
солнце
стеклом
своих
стен
,
при
приближении
становится
еще
более
значительной
.
Совсем
близко
перед
нами
,
на
оси
партера
,
взлетает
колонна
из
серого мрамора
,
увенчанная
статуей Минервы
.
Посредине
новой Оранжереи Федор Аргунов
поместил
«
воксал
» —
восьмигранный
,
в
два
яруса
павильон
,
увенчанный
,
будто
короной
,
балюстрадой
с
декоративными
вазами
.
К
началу
60-
х
годов
XVIII
века
моды
изменились
.
Теперь фижмы
дам
занимали
так много места
,
что например
,
в Голландский
домик
в платье
с
фижмами
можно
было
протиснуться
только
боком
.
Поэтому
в
центральный
павильон
Оранжереи
вели
огромные
застекленные
двери
.
Обширные
арочные
окна
над
дверьми
служили
«
вторым
светом
».
Вопреки
названию
они
были
нужны
не
столько
для
освещения
,
сколько
для
того
,
чтобы
подчеркивать
высоту
,
торжественность
и
великолепие
парадных
помещений
.
Большая
каменная оранжерея
в Кусково
Между
ярусами
дверей
и
ярусом
окон
Аргунов
подвесил
на
мощных
консолях