11
хранится
довольно
много
марин
XVIII
века
,
написанных
голландскими
и
английскими
художниками
,
приобретенных
специально для Голландского дома
.
Для
Шереметева
Голландский
домик
был
олицетворением
Голландии
,
в
которую
можно
было
попасть
не
по
волнам
Балтики
,
а
по
глади
Большого
кусковского
пруда
.
Это
было
предместье
Амстердама
или
Утрехта
,
чудом
перенесенное
в
Подмосковье
.
Полнота
иллюзии
довершалась
пейзажем
,
открывавшимся
из
окон
и
выглядевшим
действительно
по
-
голландски
.
Интерьер Голландского домика
В
кусковском
Голландском
домике
очаг
разгорался
и
котел
закипал
в
те
редкие
дни
,
когда Шереметев
давал
здесь
званый
обед
.
За
массивным
столом
,
уставленным
серебром
с
фамильными
гербами
,
а
посудой
из
олова
и
глины
,
угощая
гостей
незатейливыми
блюдами
,
граф
Петр
Борисович Шереметев
,
образцовый
дворянин
«
дщери
Петровой
»,
представлял
себя
привыкшим
к
простоте
участником
героических
походов Петровской
эпохи
.
Теперь же
он
делал
все
,
дабы
с блеском
его богатства
соединилось
сияние былой отцовской
славы
.
По
выходе
из
дома
мы
оказываемся
в
створе
диагональной
аллеи
,
ведущей
к
Эрмитажу
.
Здание
построено
в
1765-1767
годах
.
Слово
«
армитаж
»,
или
,
правильнее
,
«
эрмитаж
»,
происходит
от
французского
«
эрмит
» –
отшельник
.
Эрмитаж
–
обитель
отшельника
,
место
уединения
.
В
регулярных
парках
эрмитажи появились
еще при Петре
I,
но
повсеместной
модой
они
становятся
с
распространением
в
эпоху
просвещения
идеала
не
испорченного
светской
жизнью
, «
естественного
»
человека
.
Нужно
было
«
уйти
от
света
»,
в
тоже
время
оставаясь
у
него
на
виду
.
Для
такого
«
уединения
»
и
строился
в Кускове Эрмитаж
–
изящный
двухэтажный
павильон
с
круглыми
выступами
– «
фонариками
» –
по
сторонам
света
.
Пожалуй
,
ни
один
павильон
не
служит
с
такой
беспредельной
полнотой
парку
,
как
он
.
Эрмитаж
замыкает
перспективу
восьми
аллей
,
и
для
них
он
является
великолепным
архитектурным
украшением
.
Все
восемь
лучей
,
устремленных
на
Эрмитаж
,
соединены
дорожками
,
образующими
в
плане
большой
ромб
.
Со
стороны
продольных
аллей
Эрмитаж
имеет
вертикальные
пропорции
.
Со
стороны
поперечных
аллей
он
кажется
вытянутым
в
ширину
.
Двери
,
расположенные
на
всех
четырех
фасадах
,
застеклены
.
Наполненность
воздухом
,
пронизанность
светом охватывают
вошедшего
в Эрмитаж
.