Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  5 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 16 Next Page
Page Background

А. В. ВАМПИЛОВ

3

Настоящее

издание

подготовлено

к

80-

летию

со

дня

рождения

замечательного

писателя

,

драматурга Александра Валентиновича Вампилова

(1937-1972).

Автор

четырёх

больших

пьес

и

трёх

одноактных

(

считая

ученическую

«

Дом

окнами

в поле

»),

трагически

погибший

в

возрасте

35

лет

,

не

увидевший ни

одной из

своих

пьес

на

московской

сцене

,

издавший

при

жизни

лишь

небольшой

сборник

рассказов

,

Александр

Вампилов

,

тем

не

менее

,

произвёл

революцию

не

только

в

современной

русской

драматургии

,

но

и

в

русском

театре

,

разделив

всю

историю

на

до

-

и

поствампиловскую

.

Целое

литературное

/

театральное

поколение

(

Людмила Петрушевская

,

Виктор

Славкин

,

Алексей

Казанцев

,

Людмила

Разумовская

,

Алла

Соколова

,

Владимир

Арро

)

взошло

на

волне

вампиловского

успеха

,

их

пьесы

были

названы

в

критике

1980-

х

«

поствампиловской

драматургией

»

и

действительно

,

их

драматургический

метод

непосредственно

вырастет из художественных

открытий

совершенных Вампиловым

.

Александр

Валентинович

Вампилов

родился

19

августа

1937

года

в

районном

посёлке

Кутули́

к

Иркутской

области

в

учительской

семье

.

Отец

его

Валентин

Никитич

Вампилов

,

обрусевший

бурят

,

был

директором Кутуликской

средней школы

и

преподавал

русский

язык

и

литературу

,

мать

Анастасия

Прокопьевна

Копылова

русская

дочь

иркутского

священника

,

вела

в

той

же школе

математику

алгебру

и

геометрию

.

Саша

был

третьим

сыном и

четвёртым ребёнком

в

семье

.

Отцу

и

сыну

увидеть

друг

друга

не

довелось

:

вскоре

после

рождения Александра

Валентин

Никитич

по

ложному

доносу

был

арестован

и

расстрелян

в

1938

году

.

Реабилитирован

в

1957

году

.

После

школы

будущий

драматург

переберется

в

Иркутск

,

чтобы

продолжать

учение

,

и

с юности

обретет

взрослую

независимость

.

Пробовать

свои

силы

в

сочинении

рассказов

и

сценок

Вампилов

стал

,

еще

будучи

студентом

-

филологом

Иркутского

университета

.

С

1958

года

его

охотно

печатали

в

областной молодежной

газете

.

В

1960-

м

он

окончил

университет

,

а

уже

в

следующем

, 1961

году

выпустил

сборник

юмористических

рассказов

«

Стечение обстоятельств

».

Потом

писал

пьесы

.

Пьесы

не

находили

дороги

на

сцену

,

начали

их

ставить

незадолго

до

смерти

Вампилова

.

Главное

его

признание

и

слава

посмертные

.

Он

не

дожил до

того

времени

,

когда

стал

одним из

самых

«

репертуарных

»

драматургов

в

театрах

нашей

страны

,

когда

пьесы

его

начали

ставить

во

многих

европейских

столицах

,

на

других

материках

.

Вампилов

утонул

в

Байкале

17

августа

1972

года

:

лодка

,

в

которой

он

плыл

,

перевернулась

,

натолкнувшись на

сплавное бревно

,

топляк

.

Первая

большая

пьеса Александра Вампилова

«

Прощание

в

июне

»

начинает

тему

,

которая

в

самом

общем

виде

может

быть

обозначена

так

:

поборет

ли живая

душа

рутину

жизни

?

И последняя пьеса

, «

Прошлым

летом

в Чулимске

»,

в

сущности

,

о

том же

.

А между

этими

двумя

вехами

в

разнообразных

поворотах

и

ракурсах

все

тот же

вопрос

об

энергии

души

,

силе

сопротивляемости

злу

и

людской

пошлости

:

это

и

в

«

Старшем

сыне

»,

и

в

«

Провинциальных

анекдотах

»,

и

в

своей

трагической

кульминации

в

«

Утиной

охоте

».

Шесть

пьес

«

Дом

окнами

в

поле

» (1963), «

Прощание

в

июне

» (1964), «

Старший

сын

» (1965), «

Утиная

охота

» (1967), «

Провинциальные

анекдоты

» (

первый

«

Двадцать

минут

с

ангелом

»

1962,

второй

«

История

с метранпажем

»

1968), «

Прошлым

летом

в

Чулимске

» (1971).

Шесть пьес ‒ много

это или мало

?

Дар

драматического

писателя

из

самых

редких

.

Форма

драмы

ставит

немало

стеснительных

условий

.

Необходим

особый

драматический

слух

,

подобный

музыкальному

,

и

чутье

,

чтобы

не

просто

переводить

литературную

речь

в

диалоги

,

но

чтобы

она

лилась

сверкающим

,

напористым

потоком

.

Да

еще

умение

привести

на

сцену

героя

,

столкнуть

его

с

другими

лицами

и

вовремя

увести

,

чтобы

актер

не

переминался