А. В. ВАМПИЛОВ
3
Настоящее
издание
подготовлено
к
80-
летию
со
дня
рождения
замечательного
писателя
,
драматурга Александра Валентиновича Вампилова
(1937-1972).
Автор
четырёх
больших
пьес
и
трёх
одноактных
(
считая
ученическую
«
Дом
окнами
в поле
»),
трагически
погибший
в
возрасте
35
лет
,
не
увидевший ни
одной из
своих
пьес
на
московской
сцене
,
издавший
при
жизни
лишь
небольшой
сборник
рассказов
,
‒
Александр
Вампилов
,
тем
не
менее
,
произвёл
революцию
не
только
в
современной
русской
драматургии
,
но
и
в
русском
театре
,
разделив
всю
историю
на
до
-
и
поствампиловскую
.
Целое
литературное
/
театральное
поколение
(
Людмила Петрушевская
,
Виктор
Славкин
,
Алексей
Казанцев
,
Людмила
Разумовская
,
Алла
Соколова
,
Владимир
Арро
)
взошло
на
волне
вампиловского
успеха
,
их
пьесы
были
названы
в
критике
1980-
х
«
поствампиловской
драматургией
»
‒
и
действительно
,
их
драматургический
метод
непосредственно
вырастет из художественных
открытий
совершенных Вампиловым
.
Александр
Валентинович
Вампилов
родился
19
августа
1937
года
в
районном
посёлке
Кутули́
к
Иркутской
области
в
учительской
семье
.
Отец
его
Валентин
Никитич
Вампилов
,
обрусевший
бурят
,
был
директором Кутуликской
средней школы
и
преподавал
русский
язык
и
литературу
,
мать
Анастасия
Прокопьевна
Копылова
‒
русская
‒
дочь
иркутского
священника
,
вела
в
той
же школе
математику
‒
алгебру
и
геометрию
.
Саша
был
третьим
сыном и
четвёртым ребёнком
в
семье
.
Отцу
и
сыну
увидеть
друг
друга
не
довелось
:
вскоре
после
рождения Александра
Валентин
Никитич
по
ложному
доносу
был
арестован
и
расстрелян
в
1938
году
.
Реабилитирован
в
1957
году
.
После
школы
будущий
драматург
переберется
в
Иркутск
,
чтобы
продолжать
учение
,
и
с юности
обретет
взрослую
независимость
.
Пробовать
свои
силы
в
сочинении
рассказов
и
сценок
Вампилов
стал
,
еще
будучи
студентом
-
филологом
Иркутского
университета
.
С
1958
года
его
охотно
печатали
в
областной молодежной
газете
.
В
1960-
м
он
окончил
университет
,
а
уже
в
следующем
, 1961
году
выпустил
сборник
юмористических
рассказов
«
Стечение обстоятельств
».
Потом
писал
пьесы
.
Пьесы
не
находили
дороги
на
сцену
,
начали
их
ставить
незадолго
до
смерти
Вампилова
.
Главное
его
признание
и
слава
–
посмертные
.
Он
не
дожил до
того
времени
,
когда
стал
одним из
самых
«
репертуарных
»
драматургов
в
театрах
нашей
страны
,
когда
пьесы
его
начали
ставить
во
многих
европейских
столицах
,
на
других
материках
.
Вампилов
утонул
в
Байкале
17
августа
1972
года
:
лодка
,
в
которой
он
плыл
,
перевернулась
,
натолкнувшись на
сплавное бревно
,
топляк
.
Первая
большая
пьеса Александра Вампилова
«
Прощание
в
июне
»
начинает
тему
,
которая
в
самом
общем
виде
может
быть
обозначена
так
:
поборет
ли живая
душа
рутину
жизни
?
И последняя пьеса
, «
Прошлым
летом
в Чулимске
»,
в
сущности
,
о
том же
.
А между
этими
двумя
вехами
в
разнообразных
поворотах
и
ракурсах
все
тот же
вопрос
об
энергии
души
,
силе
сопротивляемости
злу
и
людской
пошлости
:
это
и
в
«
Старшем
сыне
»,
и
в
«
Провинциальных
анекдотах
»,
и
–
в
своей
трагической
кульминации
–
в
«
Утиной
охоте
».
Шесть
пьес
‒
«
Дом
окнами
в
поле
» (1963), «
Прощание
в
июне
» (1964), «
Старший
сын
» (1965), «
Утиная
охота
» (1967), «
Провинциальные
анекдоты
» (
первый
«
Двадцать
минут
с
ангелом
»
‒
1962,
второй
‒
«
История
с метранпажем
»
‒
1968), «
Прошлым
летом
в
Чулимске
» (1971).
Шесть пьес ‒ много
это или мало
?
Дар
драматического
писателя
–
из
самых
редких
.
Форма
драмы
ставит
немало
стеснительных
условий
.
Необходим
особый
драматический
слух
,
подобный
музыкальному
,
и
чутье
,
чтобы
не
просто
переводить
литературную
речь
в
диалоги
,
но
чтобы
она
лилась
сверкающим
,
напористым
потоком
.
Да
еще
–
умение
привести
на
сцену
героя
,
столкнуть
его
с
другими
лицами
и
вовремя
увести
,
чтобы
актер
не
переминался