Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 16 Next Page
Page Background

А. В. ВАМПИЛОВ

5

«

Честный

человек

это

тот

,

кому

мало

дают

», –

утверждал

Золотуев

.

Колесов

хочет

учиться

,

хочет

кончить

институт

,

так

что

ректор

искушает

его

не

зря

.

И

вот

обаятельный

герой

,

наш

Ромео

,

самоуверенный

победитель

и

общий

любимец

,

едва

поразмыслив

,

соглашается

.

Колесов

и

не

замечает

,

как

переходит

в

веру

Золотуева

:

все

продается

и

покупается

,

важна

цена

и

цель

Оставить

любимую

девушку по

сговору

с

ее

отцом

,

понятное

дело

,

и

тяжело

,

и

подловато

.

Но

если

диплом

горит

?

Если

судьба

на

кону

?

Эта минута

,

этот

критический миг

притягивает

внимание Вампилова

.

Колесов

рвёт

диплом и пытается

заново начать

отношения

с Таней

.

Однако

этот финал

выглядит

крайне

искусственно

и

риторично

:

способность

же

молодого

героя

легко

менять

нравственные

ценности

на

материальные

(

и

обратно

)

предопределяет

ситуации

следующих

вампиловских пьес

.

Своей

реальной

театральной

славой

драматург

обязан

,

главным

образом

,

«

Старшему

сыну

»

и

«

Провинциальным

анекдотам

»,

которые

в

течение

нескольких

лет

занимали

ведущее место

в репертуаре

.

Наибольший

успех

выпал

в

шестидесятые

годы

и

позднее

на

многоактную

пьесу

Вампилова

«

Старший

сын

».

В

черновике

она

называлась

водевильно

«

Женихи

»,

потом

«

Нравоучение

с

гитарой

»,

вариант

,

опубликованный

в

1968

году

назван

«

Предместье

»,

и

,

наконец

,

в

первой

постановке

спектакля

в

1969

году

на

сцене Иркутского

драматического

театра режиссёром Владимиром Симоновским

,

пьеса получила название

«

Старший

сын

».

Пьеса

написана

Вампиловым

по

правилам

классического

триединства

.

И

вместе

с

тем

в

ней

не

ощущается

никакой

драматургической

предопределённости

.

Напротив

,

ей

свойственна

абсолютная

спонтанность

,

непреднамеренность

происходящего

:

Бусыгин

и

Сильва фактически

знакомятся

на

наших

глазах

,

не

говоря

уже

о

семействе Сарафановых

,

с

которым и

зритель

,

и

герои

знакомятся

одновременно

.

«

Старший

сын

»

это

история

о

том

,

как

двое

подгулявших

,

молодых

людей

,

провожая

случайно

знакомых

девиц

,

опоздали

на

последнюю

электричку

и

ищут

себе

ночного

пристанища

.

Недоверчивые

жители

предместья

не

расположены

пускать

к

себе

поздних

гостей

с

улицы

.

«

Человек

человеку

брат

,

ты

надеюсь

,

об

этом

слышал

эта

формула почти

ёрнически

звучит

в

устах никудышника Сильвы

.

Наконец

,

позвонив

в

отсутствие

хозяина

дома

в

первую

попавшуюся

квартиру

и

чувствуя

,

что

их

вот

-

вот

выставят

за

дверь

,

молодые

люди

не

нашли

ничего

лучше

,

как

объявить

,

что

один из них

внебрачный

сын

главы

семьи

.

Неожиданно

эта

злая

шутка

была

или

оказалась

,

пользуясь

характерным

для

вампиловских

сюжетов

словом

,

принята

всерьёз

,

причем

не

только

хозяином

дома

музыкантом

Сарафановым

,

сразу

поверившим

этой

новости

,

но

и

его

мнимым

сыном

Бусыгиным

,

который

-

то

точно

знал

,

что родство

это

вымышленное

.

Бусыгин

в

«

Старшем

сыне

»,

взявшись

поначалу

дурачить

простодушного

Сарафанова

ради

ночлега

,

к финалу пьесы

действительно

становится

его

сыном

по

духу

.

И

никакая

это

,

в

сущности

,

не

комедия

,

а

философская

притча

,

рассказанная

языком

бытовых

реалий

,

удивительно

прозаичная

,

но

одновременно

и

подлинно

христианская

.

Когда

обман

раскрывается

,

Сарафанов

отвечает

единственной

фразой

,

снимающей

все

дальнейшие

вопросы

: «

Вы мои

дети

,

потому что

я

люблю

вас

».

И

тем

не

менее

,

и

новоиспечённый

сын

,

и

семейство

Сарафановых

,

ставшее

жертвой

этой

злой

выдумки

,

за

сутки

нечаянного

знакомства

так

сроднились

,

что

разоблачение и

даже

саморазоблачение

героя

уже не играло

ровно никакой

роли

.

Его

самая

острая

,

социально

поднимающая

вопросы

нравственности

«

Утиная

охота

»

увидела

свет

рампы

через пять

лет после

того

,

как

автора не

стало

,

и

через

семь

лет

после

опубликования

её

в

иркутском

альманахе

«

Ангара

».

Вначале

«

Утиная

охота

»

была

предложена

Иркутскому

драматическому

театру

.

Художественный

совет

отклонил

её

,

и