А. В. ВАМПИЛОВ
5
«
Честный
человек
–
это
тот
,
кому
мало
дают
», –
утверждал
Золотуев
.
Колесов
хочет
учиться
,
хочет
кончить
институт
,
так
что
ректор
искушает
его
не
зря
.
И
вот
обаятельный
герой
,
наш
Ромео
,
самоуверенный
победитель
и
общий
любимец
,
едва
поразмыслив
,
соглашается
.
Колесов
и
не
замечает
,
как
переходит
в
веру
Золотуева
:
все
продается
и
покупается
,
важна
цена
и
цель
…
Оставить
любимую
девушку по
сговору
с
ее
отцом
,
понятное
дело
,
и
тяжело
,
и
подловато
.
Но
если
диплом
горит
?
Если
судьба
на
кону
?
Эта минута
,
этот
критический миг
притягивает
внимание Вампилова
.
Колесов
рвёт
диплом и пытается
заново начать
отношения
с Таней
.
Однако
этот финал
выглядит
крайне
искусственно
и
риторично
:
способность
же
молодого
героя
легко
менять
нравственные
ценности
на
материальные
(
и
обратно
)
предопределяет
ситуации
следующих
вампиловских пьес
.
Своей
реальной
театральной
славой
драматург
обязан
,
главным
образом
,
«
Старшему
сыну
»
и
«
Провинциальным
анекдотам
»,
которые
в
течение
нескольких
лет
занимали
ведущее место
в репертуаре
.
Наибольший
успех
выпал
в
шестидесятые
годы
и
позднее
на
многоактную
пьесу
Вампилова
«
Старший
сын
».
В
черновике
она
называлась
водевильно
«
Женихи
»,
потом
‒
«
Нравоучение
с
гитарой
»,
вариант
,
опубликованный
в
1968
году
назван
«
Предместье
»,
и
,
наконец
,
в
первой
постановке
спектакля
в
1969
году
на
сцене Иркутского
драматического
театра режиссёром Владимиром Симоновским
,
пьеса получила название
«
Старший
сын
».
Пьеса
написана
Вампиловым
по
правилам
классического
триединства
.
И
вместе
с
тем
в
ней
не
ощущается
никакой
драматургической
предопределённости
.
Напротив
,
ей
свойственна
абсолютная
спонтанность
,
непреднамеренность
происходящего
:
Бусыгин
и
Сильва фактически
знакомятся
на
наших
глазах
,
не
говоря
уже
о
семействе Сарафановых
,
с
которым и
зритель
,
и
герои
знакомятся
одновременно
.
«
Старший
сын
»
‒
это
история
о
том
,
как
двое
подгулявших
,
молодых
людей
,
провожая
случайно
знакомых
девиц
,
опоздали
на
последнюю
электричку
и
ищут
себе
ночного
пристанища
.
Недоверчивые
жители
предместья
не
расположены
пускать
к
себе
поздних
гостей
с
улицы
.
‒
«
Человек
человеку
брат
,
ты
надеюсь
,
об
этом
слышал
?»
‒
эта
формула почти
ёрнически
звучит
в
устах никудышника Сильвы
.
Наконец
,
позвонив
в
отсутствие
хозяина
дома
в
первую
попавшуюся
квартиру
и
чувствуя
,
что
их
вот
-
вот
выставят
за
дверь
,
молодые
люди
не
нашли
ничего
лучше
,
как
объявить
,
что
один из них
…
внебрачный
сын
главы
семьи
.
Неожиданно
эта
злая
шутка
была
или
оказалась
,
пользуясь
характерным
для
вампиловских
сюжетов
словом
,
принята
всерьёз
,
причем
не
только
хозяином
дома
музыкантом
Сарафановым
,
сразу
поверившим
этой
новости
,
но
и
…
его
мнимым
сыном
Бусыгиным
,
который
-
то
точно
знал
,
что родство
это
вымышленное
.
Бусыгин
в
«
Старшем
сыне
»,
взявшись
поначалу
дурачить
простодушного
Сарафанова
ради
ночлега
,
к финалу пьесы
действительно
становится
его
сыном
‒
по
духу
.
И
никакая
это
,
в
сущности
,
не
комедия
,
а
философская
притча
,
рассказанная
языком
бытовых
реалий
,
удивительно
прозаичная
,
но
одновременно
и
подлинно
христианская
.
Когда
обман
раскрывается
,
Сарафанов
отвечает
единственной
фразой
,
снимающей
все
дальнейшие
вопросы
: «
Вы мои
дети
,
потому что
я
люблю
вас
».
И
тем
не
менее
,
и
новоиспечённый
сын
,
и
семейство
Сарафановых
,
ставшее
жертвой
этой
злой
выдумки
,
за
сутки
нечаянного
знакомства
так
сроднились
,
что
разоблачение и
даже
саморазоблачение
героя
уже не играло
ровно никакой
роли
.
Его
самая
острая
,
социально
поднимающая
вопросы
нравственности
«
Утиная
охота
»
увидела
свет
рампы
через пять
лет после
того
,
как
автора не
стало
,
и
через
семь
лет
после
опубликования
её
в
иркутском
альманахе
«
Ангара
».
Вначале
«
Утиная
охота
»
была
предложена
Иркутскому
драматическому
театру
.
Художественный
совет
отклонил
её
,
и