А. В. ВАМПИЛОВ
7
зрительское
понимание
того
,
как
мало шансов
на
прозрение
Зилова
,
на
то
,
что
он
сумеет
начать новую жизнь
,
и
как много путей
для
воскрешения души
.
Есть
такое
житейское
наблюдение
:
у
каждого
человека
помимо
его
бесспорного
паспортного
возраста
бывает
еще
какой
-
то
стабильный
возраст
души
.
Одному
всегда
,
даже
в
шестнадцать
лет
,
можно
дать
все
сорок
пять
по
здравомыслию
,
другой
и
в
шестьдесят
сохраняет
вечное
мальчишество
.
Следователь Шаманов
из
последней
пьесы
Вампилова
«
Прошлым
летом
в
Чулимске
» (1971),
подобно
Зилову
,
изношен
,
как
старик
,
хотя
ему
едва
за
тридцать
.
Он
живет
лениво
,
будто
в
стоячей
воде
плывет
.
Все
ему
приелось
,
все прискучило
:
тайга
,
местные нравы
,
работа и
отсутствие
дома
.
То
,
что
Шаманов
так
апатичен
,
спит
на
ходу
, –
не
по
возрасту
ему
и
не
по
профессии
.
Он
следователь
,
то
есть
привычный
для
литературы
романтико
-
детективный
герой
.
А
здесь
мы
его
встречаем
заспанным
,
пристегивающим
на
ходу
забытую
было
в
чужой
спальне
кобуру
с
револьвером
.
Человек
,
в
сущности
,
неплохой
и
честный
,
он
уже
склонен
к
компромиссам
с житейской неправдой
.
Подробности
у
Вампилова
всегда
важны
.
Но
в
отличие
от
предыстории
Зилова
,
теряющейся
в
тумане
,
надломленность
Шаманова
строго
мотивирована
.
Шаманов
не
захотел
в
трудном
случае
жертвовать
профессиональной
совестью
.
Он
не
стал
выгораживать
сына
важного
человека
,
наехавшего
на
пешехода
,
спорил
,
отстаивал
свою
правоту
–
и
надорвался
.
Теперь
ему
кажется
,
что
добиваться
справедливости
– «
это
безумие
».
Отсюда
и
его
апатия
,
неряшливость
,
кратковременные
вспышки
энергии
,
гаснущие
впустую
.
А
возрождение
героя
возможно
–
возрождение
любовью
.
Вот Шаманов
понял
,
что
его
любит
Валентина
,
и
сам
увлекся
ею
.
И
вроде
снова
хочется
ему
жить
честно
,
и
говорить
правду
в
лицо
,
и
всем помогать
,
и
верить
в
добро
,
как
в юности
,
как
верит
в
него
восемнадцатилетняя Валентина
. «
Все
ко мне
возвращается
:
вечер
,
улица
,
лес
…» –
реплика
героя напоминает
строку лирического
стихотворения
.
Правда
,
свой
слом
есть
и
у
Валентины
,
этого
воплощения
нравственной
чистоты
.
Когда
она
подумала
,
что Шаманов
ее
не
любит
да
еще
отец
хочет
выдать
за
другого
,
Валентина
с
отчаяния
решается
идти
с Пашкой
на
танцы
в Потеряиху
.
И
тут
она
в
первый
раз не хочет
чинить
калитку
: «
Это напрасный
труд
…
Надоело
».
Конец
пьесы
не
оставляет
того
чувства
безысходности
,
какое
было
в
«
Утиной
охоте
».
Шаманов
решает
ехать
на
суд
,
явки
на
который
он
по малодушию
хотел
избежать
.
Он
еще
поборется
за
справедливость
!
Валентина
снова
чинит
калитку
–
это
как
знак
возрождения жизни
в ней
.
Вампилова
кровно
занимало
,
почему
люди
,
вошедшие
в
жизнь
молодыми
,
здоровыми
,
нравственно
сильными
,
далеко
не
достигнув
вершины
своей
судьбы
,
ломаются
и
погибают
?
Как
победить
процесс
нравственной
эрозии
,
как
удержаться
в
убеждениях
честных
и
сильных
?
Ответ
Вампилова
обращает
нас
к
себе
самим
,
к
тем
неисчерпаемым
резервам
человеческой
стойкости
,
какие
есть
в
каждом
человеке
, –
лишь
бы
он
не
перестал
верить
,
что
может
и
должен
жить
достойно
.
Вампилов
правдив
как
художник
,
почти
нигде
не
сглаживает
углов
,
не
припудривает
,
не
выпрямляет
жизнь
.
И
кажется
,
вот
-
вот
во
взгляде
его
промелькнет
усталость
,
выражение
безнадежности
.
Но
нет
.
Боязнь
сделаться
Зиловым
,
предупреждение
Колесовым
и Шамановым
,
как
и
с
чего
труха
в
человеке
заводится
,
рождают
призыв
по
-
юношески
верить
в
добро
,
иначе
и жить
нельзя
.
С
этой
верой
в
глубине души и жил Александр Вампилов
.
Александр Вампилов
ушёл
в
расцвете
сил
,
талант
драматурга
становился
всё
более
зрелым
,
всё
естественнее переправлял
в
себе
всё
лучшее
,
что
накопила
в
трудах
и
поисках
советская
драматургия
.
Подлинный
талант
‒
избирателен
,
из
многого
он
отбирает
немногое
,
но
только
то
,
что
добавляет
жара
в
его
огонь
,
только
то
,
что
естественно