Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

А. В. ВАМПИЛОВ

7

зрительское

понимание

того

,

как

мало шансов

на

прозрение

Зилова

,

на

то

,

что

он

сумеет

начать новую жизнь

,

и

как много путей

для

воскрешения души

.

Есть

такое

житейское

наблюдение

:

у

каждого

человека

помимо

его

бесспорного

паспортного

возраста

бывает

еще

какой

-

то

стабильный

возраст

души

.

Одному

всегда

,

даже

в

шестнадцать

лет

,

можно

дать

все

сорок

пять

по

здравомыслию

,

другой

и

в

шестьдесят

сохраняет

вечное

мальчишество

.

Следователь Шаманов

из

последней

пьесы

Вампилова

«

Прошлым

летом

в

Чулимске

» (1971),

подобно

Зилову

,

изношен

,

как

старик

,

хотя

ему

едва

за

тридцать

.

Он

живет

лениво

,

будто

в

стоячей

воде

плывет

.

Все

ему

приелось

,

все прискучило

:

тайга

,

местные нравы

,

работа и

отсутствие

дома

.

То

,

что

Шаманов

так

апатичен

,

спит

на

ходу

, –

не

по

возрасту

ему

и

не

по

профессии

.

Он

следователь

,

то

есть

привычный

для

литературы

романтико

-

детективный

герой

.

А

здесь

мы

его

встречаем

заспанным

,

пристегивающим

на

ходу

забытую

было

в

чужой

спальне

кобуру

с

револьвером

.

Человек

,

в

сущности

,

неплохой

и

честный

,

он

уже

склонен

к

компромиссам

с житейской неправдой

.

Подробности

у

Вампилова

всегда

важны

.

Но

в

отличие

от

предыстории

Зилова

,

теряющейся

в

тумане

,

надломленность

Шаманова

строго

мотивирована

.

Шаманов

не

захотел

в

трудном

случае

жертвовать

профессиональной

совестью

.

Он

не

стал

выгораживать

сына

важного

человека

,

наехавшего

на

пешехода

,

спорил

,

отстаивал

свою

правоту

и

надорвался

.

Теперь

ему

кажется

,

что

добиваться

справедливости

– «

это

безумие

».

Отсюда

и

его

апатия

,

неряшливость

,

кратковременные

вспышки

энергии

,

гаснущие

впустую

.

А

возрождение

героя

возможно

возрождение

любовью

.

Вот Шаманов

понял

,

что

его

любит

Валентина

,

и

сам

увлекся

ею

.

И

вроде

снова

хочется

ему

жить

честно

,

и

говорить

правду

в

лицо

,

и

всем помогать

,

и

верить

в

добро

,

как

в юности

,

как

верит

в

него

восемнадцатилетняя Валентина

. «

Все

ко мне

возвращается

:

вечер

,

улица

,

лес

…» –

реплика

героя напоминает

строку лирического

стихотворения

.

Правда

,

свой

слом

есть

и

у

Валентины

,

этого

воплощения

нравственной

чистоты

.

Когда

она

подумала

,

что Шаманов

ее

не

любит

да

еще

отец

хочет

выдать

за

другого

,

Валентина

с

отчаяния

решается

идти

с Пашкой

на

танцы

в Потеряиху

.

И

тут

она

в

первый

раз не хочет

чинить

калитку

: «

Это напрасный

труд

Надоело

».

Конец

пьесы

не

оставляет

того

чувства

безысходности

,

какое

было

в

«

Утиной

охоте

».

Шаманов

решает

ехать

на

суд

,

явки

на

который

он

по малодушию

хотел

избежать

.

Он

еще

поборется

за

справедливость

!

Валентина

снова

чинит

калитку

это

как

знак

возрождения жизни

в ней

.

Вампилова

кровно

занимало

,

почему

люди

,

вошедшие

в

жизнь

молодыми

,

здоровыми

,

нравственно

сильными

,

далеко

не

достигнув

вершины

своей

судьбы

,

ломаются

и

погибают

?

Как

победить

процесс

нравственной

эрозии

,

как

удержаться

в

убеждениях

честных

и

сильных

?

Ответ

Вампилова

обращает

нас

к

себе

самим

,

к

тем

неисчерпаемым

резервам

человеческой

стойкости

,

какие

есть

в

каждом

человеке

, –

лишь

бы

он

не

перестал

верить

,

что

может

и

должен

жить

достойно

.

Вампилов

правдив

как

художник

,

почти

нигде

не

сглаживает

углов

,

не

припудривает

,

не

выпрямляет

жизнь

.

И

кажется

,

вот

-

вот

во

взгляде

его

промелькнет

усталость

,

выражение

безнадежности

.

Но

нет

.

Боязнь

сделаться

Зиловым

,

предупреждение

Колесовым

и Шамановым

,

как

и

с

чего

труха

в

человеке

заводится

,

рождают

призыв

по

-

юношески

верить

в

добро

,

иначе

и жить

нельзя

.

С

этой

верой

в

глубине души и жил Александр Вампилов

.

Александр Вампилов

ушёл

в

расцвете

сил

,

талант

драматурга

становился

всё

более

зрелым

,

всё

естественнее переправлял

в

себе

всё

лучшее

,

что

накопила

в

трудах

и

поисках

советская

драматургия

.

Подлинный

талант

избирателен

,

из

многого

он

отбирает

немногое

,

но

только

то

,

что

добавляет

жара

в

его

огонь

,

только

то

,

что

естественно