А. В. ВАМПИЛОВ
4
праздно
на
подмостках
,
иначе
заскучает
зрительный
зал
.
Важно
и
чувство
сценического
времени
–
искусство
расположить
пьесу
с
постепенным
и
неоспоримым
нарастанием
комизма
или
драматизма
до фарсовой
или
трагедийной
вершины
.
И мало
ли
еще
условий
,
какие
обязан
принять
в
расчет
драматург
?
Главное же
,
надо
,
чтобы
пьеса
дышала жизнью
–
подлинной
,
узнаваемой
,
а
драматическое
воображение
автора
открывало
в
узких
границах
одного
театрального
вечера новый
характер
,
небанальный
сюжет
.
Александр Вампилов
вошёл
в
литературную жизнь Сибири
столь же
стремительно
и
неординарно
,
как
входят
в
действие
герои
его
пьес
:
в
двадцать
один
год
опубликовал
первый
рассказ
,
в
двадцать
четыре
выпустил
он
первую
и
единственную
книгу
юмористических
рассказов
,
написанных
в
редакционной
суете
иркутской
газеты
«
Советская
молодёжь
»
в
которой
он
начал
работать
литсотрудником
ещё
будучи
студентом
.
В
ранних
рассказах
и
очерках Вампилова
,
в
большинстве
своем
печатавшихся
в
газете
«
Советская
молодежь
»,
есть
подлинность
и
есть юмор
.
Темы
их
не
бог
весть
как
значительны
:
почти
все
о женщинах
,
о молодой
влюбленности
,
случайных
знакомствах
на
улице
,
в
пути
или
на
садовой
скамейке
–
впечатления
молодого
,
даже
слишком
юного
наблюдателя
.
По
большей
части
всё
это
наброски
,
летучие
зарисовки
,
эскизы
с
характерной
для
юности
смесью
лирики
и
иронии
.
Но
среди
них
уже
попадаются
по
-
чеховски
тонкие
сценки
,
исполненные
уверенной
рукой
.
Для Вампилова
это период пробы
сил
,
своего
рода
«
период
Чехонте
».
Автор
сам
сознавал
,
что
проходит
в
газетных
рассказах
учебу
,
только
еще
разведывает
путь
,
и
оттого
,
наверное
,
украсил
свою
первую
книжку
псевдонимом
А
.
Санин
.
Пьесы
он
будет
подписывать
собственным
полным
именем
.
Вампилов
первым
в
драматургии
60-70-
х
затронул
тему
яркой
личности
,
полной
противоречий
.
Личности
,
в
которой на первый план
выходит ирония
,
цинизм
,
лицемерие и
жестокость
.
Внутреннее
испытание
сомнениями
и
раздумьями
приводит
к
тому
,
что
герой
теряет почву под ногами
,
не может
себя реализовать
,
страдает
.
Проблема
самоощущения и
самооценки
становится центральной
в драматургии Вампилова
.
Уже
первая
пьеса
Александра
Вампилова
«
Прощание
в
июне
»
обратила
на
него
внимание
.
Она
была
ещё
в
рукописи
,
когда
послужила
поводом
для
приёма Вампилова
в
члены
Союза
писателей
СССР
,
а
через
год
,
опубликованная
журналом
«
Театр
»,
начала
своё
шествие
по
театральным
подмосткам
страны
.
Главный
герой
пьесы
Колесов
талантливый
студент
–
любимец
курса
,
ловкий
,
дерзкий
и
находчивый
с
девушками
,
сорвиголова
…
Не
лезет
в
карман
за
словом
,
очаровывает
на
ходу
случайную
незнакомку
на
автобусной
остановке
,
является
на
свадьбу
друзей
через
окно
.
И
не
теряется
,
когда
его
гонят
из
института
:
пристраивается
садовником
на
даче
у
состоятельного
гражданина
Золотуева
.
Этот
Золотуев
–
вводное
комическое
лицо
,
но
в
замысле
пьесы
важнейшее
.
Нарушая
все
законы
жанра
,
он
произносит
монолог
на
три
страницы
о
беде
старого
взяточника
,
нарвавшегося
на
честного
человека
.
Он
все
никак
не
может
поверить
,
чтобы
тот
взяток
не
брал
(
все
берут
,
важно
в
цене
не
промахнуться
).
Золотуев
обижается
,
негодует
на
его
показную
честность
и
,
даже
отсидев
положенный
срок
,
уверен
,
что
по
недоразумению
,
и
сокрушается
одним
:
мало давал
.
Но
при
чем
тут
пенсионер
Золотуев
,
когда
нас
интересует
залихватски
смелый
,
честный
и
обаятельный
парень
Колесов
?
Беда
приходит
к
герою
с
другого
боку
,
когда
надо
делать
первый
нешуточный
жизненный
выбор
.
Дело
в
том
,
что
герой
Вампилова
любит
Таню
,
дочь
ректора
своего
института
,
и
это
мало
нравится
ее
отцу
.
Озабоченный
тем
,
что
его
любимое
чадо
готово
связать
судьбу
с
авантюристом
и
хулиганом
,
Репников
предлагает Колесову
сделку
:
его
восстановят
в
институте
,
если
он
не
будет
встречаться
с
Таней
.