Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 16 Next Page
Page Background

А. В. ВАМПИЛОВ

4

праздно

на

подмостках

,

иначе

заскучает

зрительный

зал

.

Важно

и

чувство

сценического

времени

искусство

расположить

пьесу

с

постепенным

и

неоспоримым

нарастанием

комизма

или

драматизма

до фарсовой

или

трагедийной

вершины

.

И мало

ли

еще

условий

,

какие

обязан

принять

в

расчет

драматург

?

Главное же

,

надо

,

чтобы

пьеса

дышала жизнью

подлинной

,

узнаваемой

,

а

драматическое

воображение

автора

открывало

в

узких

границах

одного

театрального

вечера новый

характер

,

небанальный

сюжет

.

Александр Вампилов

вошёл

в

литературную жизнь Сибири

столь же

стремительно

и

неординарно

,

как

входят

в

действие

герои

его

пьес

:

в

двадцать

один

год

опубликовал

первый

рассказ

,

в

двадцать

четыре

выпустил

он

первую

и

единственную

книгу

юмористических

рассказов

,

написанных

в

редакционной

суете

иркутской

газеты

«

Советская

молодёжь

»

в

которой

он

начал

работать

литсотрудником

ещё

будучи

студентом

.

В

ранних

рассказах

и

очерках Вампилова

,

в

большинстве

своем

печатавшихся

в

газете

«

Советская

молодежь

»,

есть

подлинность

и

есть юмор

.

Темы

их

не

бог

весть

как

значительны

:

почти

все

о женщинах

,

о молодой

влюбленности

,

случайных

знакомствах

на

улице

,

в

пути

или

на

садовой

скамейке

впечатления

молодого

,

даже

слишком

юного

наблюдателя

.

По

большей

части

всё

это

наброски

,

летучие

зарисовки

,

эскизы

с

характерной

для

юности

смесью

лирики

и

иронии

.

Но

среди

них

уже

попадаются

по

-

чеховски

тонкие

сценки

,

исполненные

уверенной

рукой

.

Для Вампилова

это период пробы

сил

,

своего

рода

«

период

Чехонте

».

Автор

сам

сознавал

,

что

проходит

в

газетных

рассказах

учебу

,

только

еще

разведывает

путь

,

и

оттого

,

наверное

,

украсил

свою

первую

книжку

псевдонимом

А

.

Санин

.

Пьесы

он

будет

подписывать

собственным

полным

именем

.

Вампилов

первым

в

драматургии

60-70-

х

затронул

тему

яркой

личности

,

полной

противоречий

.

Личности

,

в

которой на первый план

выходит ирония

,

цинизм

,

лицемерие и

жестокость

.

Внутреннее

испытание

сомнениями

и

раздумьями

приводит

к

тому

,

что

герой

теряет почву под ногами

,

не может

себя реализовать

,

страдает

.

Проблема

самоощущения и

самооценки

становится центральной

в драматургии Вампилова

.

Уже

первая

пьеса

Александра

Вампилова

«

Прощание

в

июне

»

обратила

на

него

внимание

.

Она

была

ещё

в

рукописи

,

когда

послужила

поводом

для

приёма Вампилова

в

члены

Союза

писателей

СССР

,

а

через

год

,

опубликованная

журналом

«

Театр

»,

начала

своё

шествие

по

театральным

подмосткам

страны

.

Главный

герой

пьесы

Колесов

талантливый

студент

любимец

курса

,

ловкий

,

дерзкий

и

находчивый

с

девушками

,

сорвиголова

Не

лезет

в

карман

за

словом

,

очаровывает

на

ходу

случайную

незнакомку

на

автобусной

остановке

,

является

на

свадьбу

друзей

через

окно

.

И

не

теряется

,

когда

его

гонят

из

института

:

пристраивается

садовником

на

даче

у

состоятельного

гражданина

Золотуева

.

Этот

Золотуев

вводное

комическое

лицо

,

но

в

замысле

пьесы

важнейшее

.

Нарушая

все

законы

жанра

,

он

произносит

монолог

на

три

страницы

о

беде

старого

взяточника

,

нарвавшегося

на

честного

человека

.

Он

все

никак

не

может

поверить

,

чтобы

тот

взяток

не

брал

(

все

берут

,

важно

в

цене

не

промахнуться

).

Золотуев

обижается

,

негодует

на

его

показную

честность

и

,

даже

отсидев

положенный

срок

,

уверен

,

что

по

недоразумению

,

и

сокрушается

одним

:

мало давал

.

Но

при

чем

тут

пенсионер

Золотуев

,

когда

нас

интересует

залихватски

смелый

,

честный

и

обаятельный

парень

Колесов

?

Беда

приходит

к

герою

с

другого

боку

,

когда

надо

делать

первый

нешуточный

жизненный

выбор

.

Дело

в

том

,

что

герой

Вампилова

любит

Таню

,

дочь

ректора

своего

института

,

и

это

мало

нравится

ее

отцу

.

Озабоченный

тем

,

что

его

любимое

чадо

готово

связать

судьбу

с

авантюристом

и

хулиганом

,

Репников

предлагает Колесову

сделку

:

его

восстановят

в

институте

,

если

он

не

будет

встречаться

с

Таней

.